Фото: Андрей Оглезнев (Архив АП)Фото: Андрей Оглезнев (Архив АП)

Накрывая столы несметным количеством яств, китайцы стремятся перещеголять друг друга и продемонстрировать гостям и окружающим свою «крутость». Не лучше обстоит дело и в сфере заказов продуктов питания и готовых блюд на дом.  

Эта проблема вышла на национальный уровень, поэтому правительство КНР пытается выработать ряд мер по сокращению избыточного потребления продуктов. Недавно по этому поводу высказался даже Председатель КНР Си Цзиньпин, заявивший о необходимости усилить пропагандистскую и просветительскую работу, в том числе в СМИ, для воспитания бережливости и экономии в потреблении пищевых ресурсов, искоренения извращенных потребительских привычек и формирования новой культуры потребления. Важно влиять на общественное мнение, создавая атмосферу неприятия и осуждения фактов бахвальства и выставления напоказ своего богатства при проведении банкетов.  

Наряду с воспитательными мерами планируется перестраивать работу кафе и ресторанов. В частности,  уменьшится объем блюд, с пересчетом, естественно, их цены, владельцев объектов общепита обяжут указывать вес блюд в граммах, а при организации торговли «на вынос» предлагать клиентам блюда в самой разнообразной по объему и весу упаковке. Рекламные фото блюд, размещенные в меню заказа, не должны вводить потребителя в заблуждение и отображать реальный размер блюда и его ингредиенты.

К сожалению, вредные поведенческие потребительские привычки, сложившиеся у нового поколения китайцев, не живших в годы лихолетья «культурной революции» (1966—1976 годов) и не изведавших голодных лишений, трудно поддаются исправлению и искоренению. Считается минимальной нормой, угощая гостей в ресторане заказывать «8+12», то есть 8 холодных закусок и 12 горячих. Даже заказ 10 холодных блюд и 16 горячих не считается расточительством. Как говорят сами китайцы, в таких случаях на стол ставят не еду, а тщеславие. Китайская поговорка гласит: «Легко перейти от бережливости к роскоши, но трудно от роскоши к бережливости». 

Изучая законы потребительской психологии в условиях растущего благосостояния и проецируя их на будущность своей страны, проницательные китайцы вспоминают известную притчу о правителе древней империи Шан — Чжоу-ване и его палочках из слоновой кости. Рассказывают, что однажды придворные подарили Чжоу-вану палочки для еды из слоновой кости, которые были редкостны по красоте и дороговизне. Дядя Чжоу-вана — Цзи-цзы — пытался отговорить племянника пользоваться ими, так как дальновидно осознавал, что это начало конца династии и до добра не доведет. И, как в воду глядел — за палочками последовали яшмовые кубки, дорогая посуда а, затем, изысканные яства с морей и дальних стран, роскошные дворцы и кареты… Дела государственные отошли на второй план, уступив место кутежам и празднествам. В общем, все закончилось для Чжоу-вана печально — династия Шан была уничтожена более целеустремленным и аскетичным У-ваном, правителем династии Чжоу. А Чжоу-ван совершил акт самосожжения. Вот такая поучительная история. Поэтому, не сгущая краски, важно отметить, что рассматриваемая тема требует внимания, заслуживает общенационального обсуждения и реальных действий.


 

Моя большая китайская свадьба: репортаж «Амурской правды» с шикарной свадьбы в приграничном Хэйхэ 

Возрастная категория материалов: 18+