• Фото: Владимир Воропаев.

Большие перемены

С тех пор как заместитель главного редактора РГ Ядвига Юферова и собкор Александр Ярошенко привезли в Гродеково Миланку, многое изменилось. Теперь по пути в село видны не только бескрайние поля и табуны лошадей, но и первый в мире автомобильный мост между Россией и Китаем. Именно с ним маленькая деревушка с населением в 200 человек связывает большие перспективы. Но пока граница на замке из-за пандемии.   

У самих супругов Евгения и Надежды, детей Алексея, Доминики и маленького Женьки Кустовых тоже перемены — и только к лучшему. К пострадавшему от наводнения дому глава семьи сделал просторную двухэтажную пристройку.

— Я теперь только здесь сплю, — показывает на уютный зал Доминика.

А по вечерам на огромном диване любят собираться друзья — песни петь. Никаких караоке — только фортепиано и гитара. Старший сын Леха, который еще школьником пил Миланкино молоко, окончил речное училище, год был в экспедиции в Арктике, а через неделю уходит в армию. 

Но главная перемена — Кустовы стали первыми фермерами на селе. В их КФХ уже 13 голов КРС — в ближайшие недели на свет появятся еще восемь телят и телочек. А начиналось все в 2015 году с Миланки — неожиданного, но долгожданного подарка «Российской газеты». 

— Мы сразу научились молоко перерабатывать: и творог делать, и сырки творожные, и сыр домашний варить. Но рынка сбыта не было. Делали для себя, что-то расходилось среди друзей, — признается Надежда Кустова. — А потом на нас вышел Хладокомбинат — и начал приезжать и брать молоко. Да, ради одной Миланки ехали. Если честно, им по пути было. (Улыбается.) Поехали на наше поле, там и поздравление запишем!

Супруги пересаживают нас в старенький японский микроавтобус с колесами от внедорожника. Ферма всего в двух километрах от дома, но дорога до нее — испытание для любого городского автомобиля. По пути заезжаем в детский сад — разбудить и забрать самого маленького члена семьи.

Ферма на границе

На бескрайних полях Кустовых пасется элитное стадо. Но первым нас встречает грозный Зураб — раньше овчарка оберегала государственную границу с Китаем, а после выхода на пенсию стережет буренок. 
 

Как только микроавтобус подъезжает к полю, коровы разворачиваются и идут, почти бегут к хозяевам. «Изюминка, Манька, Миланка, Марта, Ромашка, Люська, Золушка, Чертовка, Норвежка, — перечисляет буренок их хозяин. — А вон бык — Серега, мы его в честь нашего друга Сергея Мельникова назвали. Теленок родился в его день рождения». 

Спустя три минуты коровы уже у сарая. Удивляюсь: 

— Да они как собаки прибежали! 

— Конечно, думают, вдруг им что-нибудь вкусненькое перепадет! — смеется Евгений. 

Вкусненькое — это зерно, тыква, капуста, морковка. Кустовы сами все сеют, сажают, обрабатывают и перерабатывают. «Как всё успеваем? Спим меньше», — открывает простой секрет успешного фермерства глава семьи.  

В очереди за вкусненьким Миланка — в первых рядах. «Она у нас очень спокойная, гордая, грациозная», — описывает любимицу хозяйка. И непокорная — категорически отказывается надевать подаренный в честь юбилея «Российской газеты» венок. Почти 15 минут фермеры пытались нарядить буренку, но бесполезно — Миланка бодалась и сбрасывала красоту на снег.

В кадр для видеопоздравления представительница элитного животноводства также вставать отказалась. Но это уже не важно, ведь свое дело она сделала — надежды РГ и многодетной семьи оправдала. 

— Мы сначала думали — расширяться или нет. Но посмотрели и решили, что у нас будет ферма! Мы поняли, что это и труд, и доход, и отдых. Это интересно! Еще и программа «Дальневосточный гектар» оказалась вовремя, мы взяли шесть гектаров — по одному на члена семьи и один на бабушку, — говорят супруги.

Уже после записи поздравления хозяин фермы пошел на обман — вынес для виновницы торжества ведро зерна. «Она за него Родину продаст», — констатировал Евгений. До госизмены не дошло, но пока корова жевала экологически чистый продукт, хозяйка все-таки успела завязать праздничный венок.

Правда, спустя несколько минут цветы прямо с головы Миланы уже нагло жевал черный баран Иванушка. 

— А молоко вкусное? — спрашиваю у Кустова-младшего.

— А я его не пью — у меня аллергия! — бойко отвечает пятилетний мальчуган. — И кашу молочную в садике нельзя.

— А в ней и молока нет, ее же на магазинном варят — а это не молоко, — со знанием дела замечает старшая сестра.

Неизвестный читатель РГ сделал сюрприз семье

С «Российской газетой» связана еще одна добрая история семьи. «Амурская правда» летом побывала в гостях у Кустовых и написала большой репортаж об успешных животноводах. А РГ, прочитав о своих подопечных, разместила публикацию в газете и на сайте. Спустя несколько дней в московскую редакцию позвонил читатель и попросил контакты амурских фермеров. Объяснил — хочет помочь. РГ и АП свели людей с разных концов страны — и получилась дружба. 

— Когда нам сообщили, что какой-то незнакомый человек из Москвы прочитал про нас и хочет помочь, мы не поверили, — признается Евгений. — Неужели такое бывает?! Николай Иванович связался с нами, сказал: «Хочу вам выслать деньги на развитие. Вышлите мне, пожалуйста, счет, чтобы я мог перевести деньги». 

— А я сказала: «Ну щас! Это же мошенники! Кто бы просто так взял и дал нам денег?!» — смеется Надежда. 

После консультаций и семейных переговоров Кустовы завели новый счет и отправили реквизиты незнакомцу. Спустя несколько дней на него пришла сумма, которая повергла фермеров в шок. Сумму они не называют — в деревне не поймут. На эти деньги закупили стройматериалы для большого сарая для коров — Женя уже его построил и начал утеплять. Хватило и на грабли для сенокоса, о которых давно мечтал глава фермы. 

— Мы подружились с Николаем Ивановичем, перезваниваемся. Он пригласил нас в Москву, а мы его позвали к нам в деревню. Обещал к лету, как коронавирус закончится, прилетит, — рассказывают счастливые фермеры.

— Я на Новый год фотоальбом с нашими семейными фотографиями сделаю и письмо ему напишу, — обещает Доминика. 

— Да мы посылку соберем! К сожалению, молоко и масло не отправишь. Положим Николаю Ивановичу наши любимые амурские конфеты «Птичье молоко», — добавляет мама. 

Счастливы вместе 

На обратном пути с фермы слушаем романтическую историю знакомства Кустовых — как 20 лет назад старшеклассник Женя влюбился в молодую учительницу Надю. Любовь проверена временем и испытаниями — они счастливы вместе. А вот от истории появления на свет младшего члена семьи дух захватывает, ведь Женька родился в машине скорой помощи.

— 21 июля, жара, у меня начались преждевременные роды, — вспоминает Надежда Кустова. — Приезжает за мной на скорой фельдшер — совсем девчонка. Мы едем в город, и я понимаю, что не доеду! Говорю фельдшеру: «Я сейчас буду рожать, держитесь». Она как закричит: «Да вы что?! Я только после медколледжа, у меня опыта нет!» Но все случилось, роды она приняла. Когда сын родился, она его схватила, прижала и говорит: «Его будут звать, как меня, — Женя!» Поэтому, когда нас спрашивают: «Вы сына как папу назвали?», мы отвечаем: «Нет, как врача!» Женя стала нашей крестной мамой. А ровно через год, 21 июля, она нам звонит и говорит: «Поздравляю, у вас сестренка родилась». Оказалось, у неё опять роды в скорой были. 

На просторной кухне Кустовых пьем горячий чай с домашним молоком. Хозяйка режет свежий батон, хозяин наливает в блюдце тягучий липовый мед.

— Нет, мед не наш, — смеется Женя. — Хотя в этом году мне пчел предлагали, но отказался. А в следующем году пасеку сделаю. Хочу на ферме домик построить, выкопать пруд и рыбу запустить.

— Мы хотим агроферму, чтобы к нам могли приезжать. В этом году заложили семена маньчжурских орехов — весной деревьев 50 взойдет, — добавляет Надежда. — Рябина уже есть, потом березки посадим, будет большой сад. У нас вообще планы наполеоновские! Спасибо «Российской газете» за поддержку, за начало нашего фермерского пути. С появлением в нашей семье Миланки мы поняли, что наша жизнь — это сельское хозяйство.

Возрастная категория материалов: 18+