Армия дала профессию

Сергей Лотобаев родился и вырос в Благовещенске, окончил школу № 21, а после отучился в политехническом техникуме на отделении «Подземная разработка рудных и нерудных месторождений». В 1975 году ушел в армию, где попал в полевую почту железнодорожных войск. «При распределении в монгольском городе Дархане меня направили в учебку на геодезиста, — вспоминает Сергей Владимирович. — В той части я прослужил два года в должности геодезиста батальона, участвовал в строительстве двух дорог. Первая — Салхит — Эрдэнэт длиной 154 километра. Салхит — это железнодорожная станция на центральной ветке, а Эрдэнэт — никелево-молибденовый комбинат. В 70-х годах в СССР возникли проблемы с лампочками Ильича. Мы за год построили дорогу, и в нашу страну из Монголии пошли необходимые для их производства никель и молибден. Вторая дорога — Улан-Батор — Сайшанд в 287 километров длиной. Так что именно в армии я приобрел необходимые знания и навыки геодезиста, а главное — получил первый опыт. Это определило мою профессию в будущем».

В коллективе есть душа

Вернувшись из армии, Сергей Лотобаев устроился в дорожно-строительное управление (ДСУ) № 2 дорожным рабочим — должности геодезиста в то время там не было. В штатное расписание ее ввели через год, но геодезистом молодой специалист проработал недолго, так как женился, родилась дочка, расходы выросли и семье нужны были деньги. На своем же предприятии Сергей Лотобаев летом трудился на асфальтоукладке, а зимой — машинистом парового котла. Так прошли два сезона, но потом руководство вернуло его обратно в геодезисты. В этой должности он и встретил образование на базе ДСУ № 2 нового предприятия под названием «Асфальт» и прошел здесь путь до главного геодезиста. Вот уже 30 лет Сергей Владимирович трудится на одном месте.

— Ну как на одном, — смеется он. — Я постоянно езжу по разным местам! Где только не побывал на вахтах! А если серьезно, то даже в трудные перестроечные времена в стране, когда и нашему предприятию пришлось нелегко, никуда я не бегал, лучшей работы не искал. Помню, одно время зарплату получали куриными окорочками. Принесу домой плиту окороков, она подтает, и мы с женой сидим делим их так, чтобы на несколько недель хватило. Несмотря на все трудности, предприятие с честью прошло тот сложный период. Многие компании развалились, а мы — выстояли. Дороги ведь всегда нужны. Куда без них? Ни тогда, ни после у меня не было желания сменить работу. Что держит здесь? Конечно, коллектив. Нужно отдать должное создателю «Асфальта» Александру Васильевичу Дрынчину. Ему удалось собрать ядро предприятия — людей, которые умеют работать в команде, вместе принимать решения, выполнять задачи, нести ответственность. Заложенные Александром Васильевичем традиции продолжает нынешний руководитель Андрей Павлович Сенотрусов. В коллективе особая атмосфера — есть душа, если хотите. Здесь ощущаешь себя комфортно и хочешь работать вместе со своими коллегами.

Правда, кабинетные стены для ведущего геодезиста со временем стали тесноваты. Отметив 60-летний юбилей, Сергей Лотобаев ушел работать на трассу ведущим геодезистом. «В кабинете канитель, суета с утра до вечера, в моем возрасте это уже тяжеловато, — объясняет он. — А на трассе тихо, спокойно, свежий воздух, природа вокруг красивая, птички поют, облака плывут. Вышел с рассветом и делаешь любимое дело с радостью».

«В геодезии нельзя ничего загадывать наперед»

Работа геодезиста дорожного предприятия заключается в том, чтобы выносить проектные решения в натуру, описывает задачу Сергей Владимирович. «Есть проект, в нем планово-высотное обоснование или так называемое ГРО — геодезическая разбивочная основа, — рассказывает дорожник. — Едем на место, берем проект и оборудование. Сначала выносим на местность первую точку, которая у нас в координатах, — это начало дороги. Потом пошла трасса — первая кривая, вторая, третья и так далее. Так всю дорогу по точкам и намечаем. Потом по этой разметке будут рубить просеку и вести строительство».

В арсенале геодезиста Лотобаева шесть приборов, каждый предназначен для разного вида работ. Самый тяжелый из них весит около десяти килограммов. Порой по тайге или сопкам такое оборудование приходилось нести не один километр. На участках, бывало, работали и неделю, и больше месяца. Максимально выносили с одного плана в натуру больше тысячи точек.

Срок и сложность работ, по словам специалиста, зависят от рельефа местности. Это может быть ровное поле или дремучая тайга, вязкое болото, труднодоступные сопки и горы.

— В геодезии нельзя ничего наперед загадывать, я никогда не говорю, что, допустим, этот участок пройду за три дня, — отмечает опытный строитель дорог. — Бывает, пройдешь километр за день, а следующий километр — за пять дней. Торопиться в этом деле ни к чему, нужно быть очень внимательным. Важно все эти точки увязать. В итоге между первой точкой, к которой ты привязался, и второй, куда ты пришел, а потом вернулся в начало, не должно быть никакой разбежки — расхождения в координатах. Криво сделаешь, это повлечет дополнительные объемы работ и материалов, а все это дорого обходится. Мы — геодезисты — можем оценить ситуацию на месте и предложить на каком-то участке внести в план изменение, если считаем, что так будет лучше. Решение принимает заказчик. Изменение проекта — это дополнительные расходы, но на моей памяти были случаи, когда заказчик соглашался с нашим предложением.

«Мне повезло с профессией»

Между вахтами Сергей Владимирович не может спокойно сидеть дома без дела. Занимается огородом, воспитывает внучку и внука. Четыре года назад увлекся керамикой. Дел добавилось — заготовить глину, наделать «черепков», покрыть глазурью и обжечь. Лепит посуду и фигурки.

Сергей Лотобаев считает, что в жизни ему очень повезло и в личном плане, и с профессией. После отдыха на работу он всегда отправляется с радостью в душе.

— Очень благодарен судьбе за то, что стал геодезистом, дорожником, — подчеркивает собеседник. — Когда еду по дорогам, в строительстве и ремонте которых принимал участие, испытываю не просто чувство гордости. Это такой восторг! Вы просто представить себе не можете, какие это эмоции. Приезжаешь в тайгу, начинаешь работать, а через два года в этом месте идут машины, останавливаются люди, появился мост и автобусная остановка. Ты здесь раньше с прибором ходил по шею в воде, а сейчас идет красивая комфортная дорога и от нее ответвления — на угольный разрез, на газоперерабатывающий завод и еще куда-то. Там, где есть дорога, начинается жизнь.

Каждую свою такую дорогу Сергей Лотобаев помнит до мелких деталей. Может сказать, где и через сколько метров или километров на ней находится поворот или мост. Гордится тем, что работал на строительстве таких важных районных и федеральных трасс в Амурской области, как дорога Благовещенск — Райчихинск от 0 до 91-го километра, трасса «Амур» от Сиваков до моста через реку Хинган и дальше, обход Биробиджана в Еврейской автономной области, объезд города Уссурийска в Приморье, на семи участках в Южно-Сахалинске.

— А сколько было за cтолько лет работы небольших дорог! — отмечает геодезист. — Едешь по таким участкам, вспоминаешь: здесь мы на вездеходе стояли и обед готовили, здесь козу видели, здесь изюбрь из орешника выскочил от меня в трех метрах, а там я на медведя наткнулся, когда лесную малину с напарником собирал. Это уже даже и не просто работа, а самая настоящая жизнь. Работаю всегда с радостью. Никогда не поглядываю на часы — сколько до конца дня осталось. Не теряю интереса к профессии. Надеюсь, сил заниматься любимым делом хватит еще ни на один год.

«Важен творческий подход и ценный опыт»

В профессии геодезиста, кроме ответственности и внимательности, по мнению Сергея Лотобаева, необходимы опыт и ощущение куража. «Если ты столкнулся с какой-то проблемой на практике, один раз что-то приключилось, в следующий раз ты уже знаешь, что делать. Это касается опыта, — поясняет он. — А что до куража, то считаю, что с любой геодезической проблемой можно справиться, если есть желание. Да, порой нужно пять километров пройти по тайге с оборудованием на плече, чтобы сравнить точки и координаты. И ты не знаешь результата, пока обратно к исходной точке не вернешься, а, если вернулся и она не совпала, садишься, все раскладываешь и ищешь, где мог ошибиться. Потом заново проходишь участки, пока не добьешься желаемого. В этом и должен быть кураж — огромное желание достичь правильного результата. Если куража нет, человек ввел в прибор координаты, кнопку нажал, записал в память отчет и, понимая, что где-то что-то не совпадает, — останавливается и не знает, что делать. Унывать не нужно. Выход всегда можно найти».

Геодезист уверен, что не обойтись в его деле и без творческого подхода. На просьбу привести хоть один пример вспоминает случай, когда выносил в натуру план обхода Биробиджана. Часть точек шла по болоту. С установкой прибора на болотистой местности возникли трудности. «Нужно было закрепить его так, чтобы не шевелился, — вспоминает Сергей Владимирович. — Но как только я рядом с прибором ставил ногу и переносил вес тела на другую сторону, чтобы посмотреть в окуляр, он начинал гулять. Тогда мы с коллегами спилили дерево, заточили его нужным образом, кувалдой забили три такие штуки в болото и на них поставили треногу. А вокруг еще три доски приспособили, чтобы по ним ходить. И все получилось! Вот это и есть творческий подход и ценный опыт».

На правах рекламы

Возрастная категория материалов: 18+