Шопинг – не тренд: в магазинах покупаем меньше 

Несмотря на то что весной жители скупали впрок консервы, гречку и прочие хиты «коронавирусного» набора, как и прогнозировали АП дистрибьюторы, впоследствии спрос уравнялся, а потом упал. Люди стали экономить — такой вывод можно сделать из данных об итогах развития потребительского рынка в январе — сентябре этого года, которые опубликовал Амурстат.

Жители области приобрели пищевых продуктов, напитков и табачных изделий за 9 месяцев этого года на общую сумму 69,1 миллиарда рублей. На непродовольственные товары амурчане потратили 69,7 миллиарда. В товарной массе это составило 99,1 и 97,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2019-го.

69,1 миллиарда рублей потратили амурчане на покупку продуктов, напитков и сигарет за 9 месяцев этого года. Еще почти 70 млдрд ушло на непродовольственные товары. Снижение составило 0,9 и 2,9 %, тогда как до коронакризиса оборот рос.

Продовольствие с напитками и табаком в структуре оборота розничной торговли занимало 49,8 %, непродовольственные товары — 50,2 %.

В целом оборот розничной торговли Приамурья торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей в январе — сентябре 2020 года упал на 1,9 %, составив 138,8 миллиарда рублей. Население по-прежнему предпочитает закупаться в супермаркетах и магазинах: наибольшая доля розницы в стационарной торговой сети у индивидуальных предпринимателей (43,5 %), крупные и средние организации «откусили» лишь 27,5 % всех продаж, малые предприятия — 28,7 %.

Доля розничного оборота на рынках и ярмарках составила всего 0,3 % — при этом объем продаж здесь вырос на 1 %. Любопытно, что по итогам всего 2019 года на рынках и ярмарках Амурской области было снижение продаж на 10 %.

В «карантинный» апрель упали продажи продуктов и товаров        

 

Источник: Амурстат

Реже амурчане ходили в столовые, кафе и рестораны. Как сообщает Амурстат, организации общественного питания за январь — сентябрь 2020 года реализовали продукции на 4,6 миллиарда рублей, что ниже на 8,5 %. Доля малых предприятий и ИП в обороте общепита составила 80 %, из них индивидуальные предприниматели накормили 25 % посетителей.

Смартфоны стали хитом продаж за полугодие 

За январь – июнь в Приамурье продано меньше стройматериалов, авто, ювелирных изделий, компьютеров, косметики, аудио- и видеотехники, спортоборудования и ламп. Из продуктов амурчане покупали меньше соли, растительного масла, маргарина, круп и муки по сравнению с тем же периодом 2019–го. Зато сразу  на 30,6% выросла реализация мобильных телефонов. Больше также купили холодильников и стиральных машин, велосипедов, игр и игрушек, из провианта – кофе, сыра, безалкогольных напитков, табака, сахара, кондитерки и  мяса. Данных по продажам отдельных товаров за 9 месяцев на сайте Амурстата мы не нашли.

Коронавирус учит экономить на услугах

Более 33 миллиардов рублей потратили жители Амурской области на платные услуги за январь — сентябрь этого года. По данным Амурстата, из-за коронавируса наши расходы уменьшились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 10,7 %. Амурчане реже ходили к парикмахерам, урезали расходы на коммуналку, транспорт, ремонт и образование, не тратились на путешествия. Тем не менее в Приамурье падение было не таким заметным, как в целом по России и на Дальнем Востоке: в стране объем платных услуг снизился на 19,8 %, в ДФО — на 20,2 %.

Больше, чем годом ранее, амурчане потратили лишь на телекоммуникационные и ритуальные услуги. Почти 80 % семейного бюджета, который у населения «съели» услуги предприятий и предпринимателей, пришлись на ЖКУ, транспорт, связь и бытовые услуги.

Традиционно больше всего амурчане тратили на жилищно-коммунальные услуги (35,3 процента всех расходов на услуги), связь (18,8 %), проезд на автобусах, поездах и такси (18,2 %).За 9 месяцев населению области оказано коммунальных услуг на 8,9 миллиарда рублей (минус 3 % в сопоставимых ценах к январю — сентябрю 2019 года), жилищных услуг (плата управляющей компании за содержание и ремонт общедомового имущества) на сумму 2,9 миллиарда (минус почти 8 %). Сокращение расходов на ЖКУ сотрудники статведомства связывают, конечно же, не со снижением цен, а с несвоевременными платежами. На автобусы, поезда и такси амурчане потратили более 6 миллиардов рублей, это почти на 7 % меньше к предыдущему году.

Жители области реже ходили в ателье, баню, парикмахерские и хичистки, меньше ремонтировали обувь, жилье, бытовую технику и автомобили.

Ощутимо экономили жители на услугах бытового характера — их объем в сопоставимых ценах уменьшился по сравнению с 2019 годом на 23,4 %. В целом амурчане отдали 2,3 миллиарда рублей за бытовые услуги. То есть жители реже ходили в ателье, баню и парикмахерские, ремонтировали обувь, жилье, бытовую технику, автомобили, обращались в химчистки.

Расходы на интернет и ритуальные услуги выросли

Зато в плюсе телекоммуникационные компании — их выручка от населения выросла до 6,1 миллиарда рублей, темп роста — 0,6 %. В пандемию COVID-19  вырос спрос на интернет и современные методы коммуникации.

— Услуги связи сохраняют динамичное развитие на протяжении нескольких лет, развиваясь достаточно бурно, в последние годы играют все более заметную роль в экономике области. Появление новых видов услуг сотовой связи, факсимильной, ускоренной почты и прочих позволило связи стать доходным видом деятельности, — отмечают в Амурстате. — Снижение объема платных и бытовых услуг населению в области по сравнению с январем — сентябрем 2020 года наблюдается по всем видам, кроме телекоммуникационных (100,6 %) и ритуальных (103,1 %) услуг. Это обусловлено сложившейся санитарно-эпидемиологической ситуацией, нерабочими днями — самоизоляцией и переходом на удаленную работу в условиях коронавирусных ограничений.

7,4 миллиарда рублей составила стоимость запасов в организациях розничной торговли на 1 октябр. Это на 22,7% больше в товарной массе, чем годом ранее. Запасов хватит на 43 дня.

Журналист АП проанализировал данные Росстата по остальным видам услуг в Амурской области на сайте Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС). Ожидаемо упал туризм — на туристические услуги и бронирования за 9 месяцев население потратило 643 миллиона рублей, тогда как за аналогичный прошлогодний период — более 1,4 миллиарда рублей. Гостиницы области заработали почти 330 миллионов вместо 459.

На образование потрачено 2,2 миллиарда рублей, в январе — сентябре 2019-го население не пожалело на «гранит науки» 2,7 миллиарда. Расходы на медицину снизились немного — 1 миллиард 850 миллионов рублей против 1 миллиарда 860 миллионов. За лечение питомцев у ветеринаров амурчане выложили в целом около 77 миллионов рублей, что тоже незначительно меньше, чем годом ранее.

Возрастная категория материалов: 18+