Фото: Владимир ВоропаевФото: Владимир Воропаев

«Дети сказали: ваша очередь»

15

педагогов из разных городов и районов Приамурья участвовали в этом году в областном конкурсе «Учитель года Амурской области — 2020»

Несмотря на солидный педагогический стаж — 17 лет, большого «конкурсного» опыта у Оксаны Малеванной нет. По сути, это первое участие в серьезном состязании. На вопрос «Почему?» она отвечает просто: «Некогда».

— Хочется дать максимум детям на уроках, а подготовка у учителя отнимает довольно много времени. Но в этом году, когда ученики узнали, что у нас проходит конкурс, сказали: «А почему вы не участвуете? Вам нужно, обязательно». Их мнение и стало решающим, поэтому, когда мне руководство школы предложило попробовать свои силы, я не стала отказываться, — признается Оксана Александровна. — Конечно, без помощи коллег я бы не справилась: за каждым участником стоит целая группа людей, благодаря которым ты можешь достойно представить свой предмет и свою школу.

Куда потратить выигрыш, Оксана Александровна еще не решила. «Но однозначно куплю памятную вещь, которая будет напоминать мне об этом событии всю жизнь».

Городской этап конкурса проходил в марте этого года. В нем участвовали 9 учителей. Каждый должен был провести открытый урок (причем не со своими учениками, а из другой школы), мастер-класс, методический семинар, предоставить эссе и поучаствовать в разговоре с большим жюри.

— Темой урока стали карбоновые кислоты. Входившие в класс ученики выбирали направление, которое им ближе: на партах стояли таблички «красота», «здоровье», «жизнь» с соответствующими кейсами и лабораторным оборудованием, — делится подробностями педагог. — Работали по принципу передачи «Нашпотребнадзор». Определяли свойства кислот, их силу, а затем делали выводы относительно применения в жизни. Например, щавелевая кислота: мы не используем ее в кулинарии, потому что разумнее брать более слабые кислоты. Зато она помогает очищать изделия из драгоценных металлов. А еще она отлично чистит ванну.

На мастер-классе Оксана Александровна рассказывала о продуктах проектной деятельности учеников. Проекты — важная часть обучения, однако чаще всего результат учеников — презентации, брошюры. «Но список может быть гораздо шире: у меня, например, дети могут проводить часть урока: практическую или лекционную, или подготовить тему для классного часа».

В итоге Оксана Малеванная заняла второе место на городском «Учителе года». И вместе с победительницей этого этапа должна была представлять Благовещенск на областном уровне в апреле. Однако из-за пандемии конкурс перенесли на осень.

3 детей воспитывает победительница областного конкурса «Учитель года»

«Я не думала о победе»

— В этом году областной этап конкурса прошел дистанционно. Мы также должны были провести открытые уроки, но теперь делали это со своими учениками, а затем выкладывали ролик в «Ютьюб», — рассказывает победительница. — Также каждый участник проводил внеклассное мероприятие и представлял жюри свой сайт. Мне его помог делать учитель информатики нашей гимназии. На сайте размещены презентации, выступления, которые я использую на уроках, а также программы и фото. После просмотра работ всех участников объявили пятерых финалистов, я вошла в их число. Нам нужно было за сутки подготовить мастер-класс и лекцию. Когда все выступили, нас попросили подождать, а затем пригласили обратно в зал и начали объявлять результаты.

Оксана Александровна признается: осознать, что победа ее, удалось не сразу. «Наверное, моя семья в первый вечер даже больше меня радовалась, а я все не могла поверить». Теперь учитель принимает заслуженные поздравления от бывших и нынешних учеников и их родителей. А впереди — «Всероссийский учитель года».

— Я не знаю, в каком формате будет проходить конкурс в этом году — очно или дистанционно, но приложу все усилия, чтобы достойно представить область, — спокойно, но уверенно говорит педагог. И глядя на нее, понимаешь: так и будет.

«Дети должны видеть, что тебе не все равно»

«В разговоре с ученическим жюри меня спросили: кто в вашем понимании современный учитель? Я думаю, это педагог, который является для своих учеников примером, и примером положительным, вызывает желание быть похожим на него. Это мотивирует детей. Ты показываешь, что знания по биологии и химии пригодятся тебе, даже если в будущем профессия будет далека от этой области. На уроках мы можем, например, разбирать аннотацию к лекарствам и смотреть состав препаратов. Практические примеры из жизни помогают ребенку осознать необходимость знаний, и тогда ему будет интересно изучать предмет», — говорит учитель года.

«Дистанционное обучение очное не заменит»

Последние полгода многие родители были вынуждены гораздо сильнее углубиться в учебный процесс из-за дистанционных уроков. Для некоторых семей домашнее обучение стало настоящим испытанием. А каково было учителям по другую сторону экрана?

— Дистанционное обучение стало неожиданным испытанием для всех, — признается Оксана Малеванная. — Приходилось учиться на ходу вместе с детьми: осваивать новые платформы, загружать информацию, переводить уроки в цифровую плоскость. Конечно, всем было непросто. Сначала помогал эффект новизны: ребятам было интересно учиться по-новому, общаться с учителем и одноклассниками в рабочих чатах. Мы старались дать детям максимум и в этих условиях: делали опорные конспекты, присылали видеоролики, ссылки на дополнительную информацию по теме. Но, конечно, полноценно  дистанционное обучение традиционное не заменит. На уроке ты по мимике, поведению ребенка видишь, насколько он понял информацию, что нужно объяснить еще раз, на чем сделать акцент. Компьютер не дает такой возможности, поэтому полностью дистанционное обучение очное не заменит. Но все же как дополнительный формат он имеет свои преимущества: например, ученикам может провести урок моя московская коллега — это интересный опыт, и его тоже нельзя недооценивать.

Итоги «Учитель года Амурской области — 2020»

Третье место и премия в 40 тысяч рублей по итогам областного конкурса достались учителю биологии и химии лицея города Зеи Любови Царигородцевой. Второе место и 60 тысяч рублей завоевала учитель русского языка и литературы школы № 7 Тынды Светлана Пастухова. Обладательницей звания «Учитель года Амурской области — 2020», статуэтки из самоцветов «Амурский пеликан» и премии в 100 тысяч рублей стала учитель биологии и химии гимназии № 25 Оксана Малеванная. Кроме того, специальные призы от Амурского областного института развития образования получили учитель математики школы № 17 Белогорска Екатерина Гусенкова и учитель начальных классов села Лохвицы Белогорского района Ольга Давыдова. Приз от ученического жюри достался педагогу из Белогорска.

Василий Орлов, губернатор Амурской области:

— За последнее время наши дети сильно изменились, и современный учитель просто вынужден меняться вместе с ними. Перестраиваться, конечно, не просто, но конкурс «Учитель года», прошедший в этом году, показал, что амурские педагоги умеют талантливо меняться, учитывая современные требования. Праздник профессионального мастерства педагогов стал в нашем регионе доброй традицией. Уже много лет он помогает раскрывать педагогам свой потенциал, проявлять мастерство, приобретать новые знания и обмениваться опытом. Победитель конкурса представит регион на всероссийском этапе соревнования, который состоится в следующем году. Уверен, как и всегда, лучший учитель Амурской области покажет высокий уровень профессиональной подготовки. Всем участникам регионального тура желаю успехов и новых побед.

Возрастная категория материалов: 18+