• Фото: архив АП

— Сегодня мы экспортируем товаров на 500 миллионов долларов, из которых 60 % приходится на несырьевой неэнергетический экспорт, что выше среднего показателя по Дальнему Востоку более чем в 2 раза, — прокомментировал губернатор. — Линейка товаров широкая — от сои до продукции с глубокой степенью переработки: лецитин, соевый изволят, натуральные пищевые добавки. Более того, уже сейчас создаются новые газохимические производства, так что через несколько лет будем экспортировать полипропилены и пластики.

Василий Орлов рассказал, что Амурская область — транспортный транзитный центр Дальнего Востока. Через нее проходят основные транспортные потоки, связывающие западные и сибирские регионы России с Дальним Востоком и рынками Северо-Восточной Азии: Транссиб, БАМ, федеральная автомобильная дорога «Амур». Эта роль возрастает по мере наращивания межрегионального грузооборота и развития внешней торговли России со странами АТР. Кроме того, в регионе самый протяженный участок госграницы с Китаем, что позволяет наращивать также и въездной турпоток.

Транспортный каркас области формируют ключевые проекты. Это автомобильный мост через реку Амур. Мост существенно увеличивает пропускные мощности на границе двух государств — до 4 миллионов тонн грузов в год, повышает конкурентоспособность экономики Дальнего Востока, ориентированной на растущие рынки стран АТР. Полноценное функционирование моста невозможно без двух других ключевых элементов инфраструктуры — пункта пропуска и таможенно-логистических мощностей.

По словам губернатора, конкурс на лучший инвестпроект в примостовой территории на территории России в 2019 году выиграла Группа компаний «Регон». Инвестиции — до 8 миллиардов рублей. В 2021-м будет создана первая очередь нового экспортно-импортного мультимодального логистического терминала по обработке грузов.

Проект имеет не только коммерческое назначение. Кроме современной складской инфраструктуры, зоны сервиса и обслуживания автотранспорта, инвестором будет построена таможенная зона со складами временного хранения, дополнительная зона фитосанитарного контроля.

Аналогичный хаб появится и на территории КНР, где уже с 2016 года действуют склады электронной коммерции, которые ускоряют получение экспортных грузов китайскими потребителями. Планируется, что на базе российского терминала будет возможно размещение уже растаможенных импортных товаров популярных электронных торговых площадок — TaoBao, Aliexpress, Alibaba и других. Это поможет увеличить экспорт услуг – а именно аренду складских помещений, услуги по хранению и транспортировке продукции иностранных компаний.

На последующих этапах запланировано создание мульти температурных складов — 2023 год, а также создание железнодорожного терминала (сухого порта) вблизи станции Транссиба.

На этой территории посторят первый на Дальнем Востоке сертифицированный элеватор по стандартам международной товарной биржи. Это позволит вывести поставки амурской сельхозпродукции на качественный уровень, остановить оборот «серого» экспорта, получить стабильную экспортную цену амурскими товаропроизводителям.

Кроме того, уже в 2021 году начнется строительство нового грузового терминала в международном аэропорту Благовещенск, что позволит в связанности с логистическим терминалом развивать почтовые направления, авиакарго. Важное дополнение инфраструктуры логистики – наличие сети региональных лабораторий, аккредитованных по международным стандартам.

В активную фазу строительства в Благовещенске переходит еще один крупный транспортный проект — уникальная канатная дорога через реку Амур между Россией и Китаем. Проект включает канатную дорогу и четырехэтажную терминальную станцию с объектами нового пассажирского пункта пропуска на площади 4,9 гектар. Срок реализации — 2023 год. Терминальная станция также будет включать торговые площади, культурные площадки, галерею. Объ6м инвестиций в проект «Золотая миля» — порядка 16 миллиардов рублей.

Для транспортного логистического терминала просчитаны перспективные объемы обрабатываемых грузов не только для ДФО, но и других субъектов РФ. Общий объем отгружаемых на экспорт продуктов к 2024 году составит более 3 миллионов тонн. Канатная дорога позволит привлечь до 1 миллиона китайских туристов ежегодно, обеспечив рост въездного турпотока на 70 %, сообщает пресс-служба правительства области.

— При планировании крупных логистических проектов с 2013 года мы сразу исходили из того, что нужно придерживаться, во-первых, принципа продвижения таких проектов, которые решают главную задачу развития экспорта — создают качественно новую внесезонную логистику для экспортеров товаров и услуг. Во-вторых, комплексного планирования: мы все проекты одновременно планировали и структурировали, тщательно рассчитывали их взаимовлияние. А также интеграцию в каналы логистики в ДФО. В-третьих, необходимости выстраивания полноформатной международной проектной работы. В-четвертых, обязательного сопровождения инвесторов на всех этапах работы и своевременного реагирования на меняющуюся обстановку, — подвел итог Василий Орлов.

— Спасибо за мастер-класс. Были интересные инфраструктурные и логистические решения. По масштабу строек, которые развернуты в регионе, мне напомнило Оимпиаду в Сочи, — резюмировал модератор сессии «Слово за регионами. Мастер-класс от губернаторов. Лучшие практики» генеральный директор ООО «Проектные сервисы» Андрей Бадин.

Возрастная категория материалов: 18+