Фото: freepik.comФото: freepik.com

Посиди в погребе — подумай

Совсем недавно все имеющие и даже не имеющие детей амурчане обсуждали новость про жителя Усть-Ивановки, который в «воспитательных целях» запер дочь соседей в погребе. Как такое смогло произойти и куда смотрели родители? Как выяснилось, 42-летний мужчина был вхож в семью. На правах хорошего друга он помогал соседям материально — делился продуктами, занимал деньги. 14-летняя дочь соседей выросла на его глазах, возможно поэтому мужчина считал себя вправе указывать ей, как нужно себя вести. В тот августовский день обвиняемый заглянул к соседям на огонек. Отца семейства не было дома. Соседка пригласила к столу, в ходе застолья обвиняемый узнал, что старшая дочь соседей собралась гулять и потребовал, чтобы она вернулась не позднее пяти часов вечера. Однако школьница опоздала на полчаса. И тогда «воспитатель» решил ее наказать. Но разве подростка поставишь в угол?

Но разве подростка поставишь в угол? Мужчина заставил девочку спуститься в погреб, закрыл крышку и заколотил гвоздями.

Мужчина выбрал более радикальный метод: заставил девочку спуститься в погреб, закрыл крышку и заколотил гвоздями. Мать не смогла воспрепятствовать. Как потом она пояснила сотрудникам прокуратуры, на руках у нее было двое маленьких детей, в том числе грудной малыш. Только спустя два часа, когда приверженец «ежовых рукавиц» ушел, женщина выпустила дочь на свободу. О сомнительном методе воспитания узнала бабушка девочки, она-то и обратилась с заявлением в правоохранительные органы. Теперь сторонника излишней строгости будут судить за незаконное лишение несовершеннолетнего свободы. Двухчасовое наказание подпольем может обернуться для обвиняемого уголовным наказанием — до пяти лет лишения свободы.

— Семья потерпевшей не является неблагополучной, однако в поле видимости специалистов уже попадала, после произошедшего ее поставили на профилактический учет, — сообщили в прокуратуре Амурской области.

На коротком поводке у батареи

Нередко трудные подростки сами провоцируют родителей на крайние меры. Так, в ноябре в Приамурье осудили 40-летнего жителя Белогорска, которые приковывал свою 15-летнюю дочь металлической цепью к радиатору отопления. Как пояснил подсудимый, делал он это из благих побуждений: достигнув подросткового возраста, девочка отбилась от рук. Она регулярно сбегала из дома, отсутствовала по нескольку суток и в результате оказалась на учете в отделе ПДН. Отчаявшись повлиять на дочь, мужчина решил держать ее на коротком поводке — в прямом смысле. Чтобы предотвратить очередной побег, он посадил ее на цепь. Мать девочки знала об этом, но поскольку и сама не могла совладать с дочерью, перечить мужу не стала.

В суде мужчина вину признал и полностью раскаялся. Учитывая состояние здоровья мужчины и то, что руку на дочь он не поднимал, суд назначил виновному один год лишения свободы условно с испытательным сроком два года, сообщает прокуратура области.

К слову, помимо дочери-подростка, родители воспитывают ещё двух младших детей, проблем с которыми не возникает. Семью, прежде считавшуюся благополучной, поставили на учет в органы системы профилактики. Однако ни одна из мер не повлияла на поведение трудного подростка: девочка продолжает убегать из дома и пропадать неизвестно где.

Нож вместо ремня

Вызывающее поведение подростка стало причиной и другой семейной драмы. В конце декабря в Благовещенске осудили 45-летнего мужчину, вонзившего нож в грудь родного сына за то, что тот не смог оторваться от компьютерных игр.

Специалисты старались помочь семье, предложив увлечь парня спортом. Но подаренный в престижный спортклуб абонемент остался лежать без дела. 

Благовещенец воспитывал мальчика с 12 лет. После развода родителей ребенок сначала жил с мамой и отчимом в Белогорске. Но позже его отправили к отцу в Благовещенск – на перевоспитание: у ребенка были проблемы с поведением. Впрочем, ни отцовский авторитет, ни забота бабушки, которая жила вместе с ними, положительных результатов не дали. Подросток с трудом окончил 9 классов, получать профессию отказался. В результате в 17 лет нигде не учился и не работал. Зато играл в компьютер ночи напролет. Разумеется, это не нравилось его родным. Но все попытки отца и бабушки избавить подростка от компьютерной зависимости были напрасными. Не помогла и помощь специалистов. На межведомственной комиссии по противодействию неблагополучию с участием уполномоченного по правам ребенка предложили увлечь парня спортом. Однако абонемент в престижный спортклуб, врученный парню бесплатно, остался лежать без дела. Никакие штанги и тренажеры не смогли оторвать великовозрастного детину от монитора.

Возмущение взрослых росло подобно снежному кому. В один из августовских вечеров обвиняемый вернулся домой подвыпившим. Застав сына за обычным занятием — игрой в «стрелялки» — отец сделал замечание. Сын за словом в карман не полез и ответил грубостью. Завязалась перепалка, в ходе которой мужчина принес с кухни нож и пригрозил им зарвавшемуся недорослю. Как потом обвиняемый пояснит следователям, пускать в ход холодное оружие он не планировал, хотел только припугнуть. Но парень продолжил хамить. Нервы у мужчины не выдержали, и он ударил сына ножом. Прямо в грудь.

Ранение оказалось серьезным, но врачам удалось спасти юношу. Отца же приговорили к трем годам лишения свободы в колонии общего режима. В суде мужчина признал вину — с оговоркой, что ударил сына случайно.

Метод кнута

48

обращений, связанных с защитой права ребенка на жизнь и здоровье, поступило в аппарат уполномоченного по правам ребенка в Амурской области в 2022 году

Уполномоченный по правам ребенка в Амурской области Наталья Третьякова может привести немало примеров, когда родители в своем «педагогическом» порыве перегибали палку. Так, ей лично пришлось разбираться в ситуации, когда мама наказывала свою маленькую дочь, закрывая в туалете. Жалобный плач ребенка дал повод соседям заподозрить неладное и сообщить в полицию. Сейчас ведутся судебные тяжбы по определению места жительства девочки. Примечательно, бабушка ребенка по материнской линии выступает за то, чтобы внучку отдали на воспитание бывшему зятю.

— Что характерно, в западню педагогического бессилия могут попасть и условно положительные родители. Совсем недавно мы оказывали консультативную помощь 17-летней девушке. Она выросла в благополучной, обеспеченной семье. Родители старались дать ей всестороннее развитие, но по мере взросления стали предъявлять к ней определенные требования. Девушка же не спешила их выполнять: как и многие сверстники, много времени проводила в смартфоне. В результате родители, не выдержав, применили физическое наказание. После чего несовершеннолетняя решила сбежать из дома. Полиция разыскала беглянку, вернула в семью. Но конфликты не закончились, девушка сбежала еще раз, а затем еще… Подростковый максимализм, помноженный на родительскую неспособность установить контакт с родным ребенком, порой может иметь серьезные последствия, вплоть до полного разрыва контактов с родными, — отмечает Наталья Павловна.

Комментарий

Наталья Третьякова, уполномоченный по правам ребенка в Амурской области:

— За 2022 год в аппарат уполномоченного по правам ребенка в Амурской области поступило 48 обращений, связанных с защитой права ребенка на жизнь и здоровье. В суд направлено 11 уголовных дел о преступлениях против жизни и здоровья несовершеннолетних. Однако эти цифры не могут в полной мере отразить весь драматизм ситуации. Грань между строгостью и жестокостью зачастую очень тонка. Перебдеть в вопросах воспитания может быть так же опасно, как и недобдеть. Причем выход за рамки разумного чреват для обеих сторон: ребенок рискует получить психологическую травму, а взрослый — угрызения совести, которые будут мучить его всю жизнь.

Возрастная категория материалов: 18+