• Фото: Василий Смиреннов
  • Фото: Кристина Ромашова

Впрочем, что первых лиц государства, что бабушек из соседнего подъезда Алексей Васильевич вез так, будто кораблем управлял — мягко и бережно. За профессионализм и ударную работу ветеран был награжден высшей наградой СССР — орденом Ленина. Такую имеют меньше полусотни из 22 тысяч ветеранов Забайкальской железной дороги. Журналист «Амурской правды» поздравил Алексея Васильевича Титова с Днем железнодорожника и узнал, о чем чаще всего вспоминает именитый амурский машинист.

Легенда из квартиры № 17

6

августа празднуется День железнодорожника в 2023 году. Дату отмечают в первое воскресенье августа

В доме на Красноармейской есть уютная квартира № 17, на стенах которой повсюду грамоты и благодарности от руководства железной дороги, фотографии паровозов в рамочке, в шкафу — парадный костюм, усеянный орденами и медалями. Того и гляди, прозвучит гудок и хозяин, накинув пиджак и фуражку, отправится на станцию. Но Алексею Васильевичу 17 октября (это какое-то магическое число в жизни нашего героя!) исполнится 94 года. Из них почти 50 лет он отдал железной дороге и в последнее время ходит на вокзал только встречать гостей.

Пассажирами Алексея Васильевича Титова были даже Леонид Брежнев и Ким Ир Сен. Первоклассному машинисту доверяли самых дорогих гостей Амурской области. Фото: Кристина Ромашова

— Перво-наперво, что я сделал в городе Сковородино, когда впервые приехал из Горьковской области (ныне — Нижегородская область) — это замерз! Железнодорожникам, конечно, выдавали зимнюю спецодежду, но все равно, когда на гулянья ходили — носки к туфлям примерзали! — смеется Алексей Васильевич. — Ох и морозы были, ой-ей-ей: -45.. -50 градусов. А дома максимум -20 было!

Шел 1948 год. На Дальнем Востоке не хватало квалифицированных кадров, в том числе и для того, чтобы обслуживать магистраль. Тогда две группы выпускников Кировского железнодорожного училища нежданно-негаданно отправили работать на Амурскую железную дорогу. У них были совсем другие планы, но в итоге 60 человек распределили в три северных амурских депо: Сковородино, Ерофей Павлович и Могочи.

«С 1997 года я не водил поезда, но руки чешутся!» — признается Алексей Титов.

— Разве думал юноша с Волги, что окажется на Амуре? Я так частенько школьникам говорю, — вспоминает пенсионер. — Никто из моих одногруппников не предполагал даже, что останется так далеко от дома — на Дальнем Востоке. Мы рассчитывали, что поработаем и уйдем в армию, а оттуда махнем домой, в теплые края. Но нас поставили на воинский учет и посадили на бронь, сказали: «Ни-ку-да, работайте здесь!»

В крае вечной мерзлоты и беспощадных морозов, дремучих лесов и долгих пустынных пейзажей без единого домишки закалился и характер Алексея Васильевича. В середине прошлого века мальчишкой он еще не подозревал, какой путь его ждет и какая любовь.

От кочегара паровоза до машиниста первого класса

Любой хороший руководитель, уверен почетный железнодорожник, должен пройти карьерную лестницу снизу доверху. Алексей Титов начинал кочегаром паровоза.

— Дело кочегара — знай себе уголь подгребать с тендера помощнику машиниста на лопату. Не тяжелая работа, как думают некоторые: бери больше, кидай дальше, пока уголь летит в топку — отдыхай!

«Перед тем как отправляться в путь, нам дали наказ: вести так поезд Брежнева, чтоб чай из стакана Леонида Ильича не разлился!»

Но в таком паровозе Алексей Васильевич отработал недолго — пересел на более современный. Когда в середине прошлого века будущие машинисты оканчивали Кировское училище, вся центральная Россия работала на паровозах на ручном отоплении или, как выражались, на лопате. А на Дальнем Востоке таких не было! У нас ходили более мощные американские паровозы, привезенные по ленд-лизу.

— О-о-о-о, какая благодать! Да тут углеподатчик механический! — вспоминает свои эмоции Алексей Васильевич. — И вот так ручной труд помощника машиниста при подаче угля в топку стал уходить в прошлое. Я прошел курсы машинистов в Свободном. Мой первый паровоз был современный американский. А потом какие только поезда не водил! И грузовые, и пассажирские. Стал машинистом первого класса! А затем — машинистом-инструктором. Дослужился!

За трудовые успехи Алексей Васильевич Титов был награжден высшей государственной наградой СССР — орденом Ленина. Фото: Кристина Ромашова

У пассажиров государственной важности чай в вагоне расплескаться не должен

Весной 1978 года Алексея Титова вызвали в кабинет руководителя отделения железной дороги. После тщательной проверки по линии Комитета государственной безопасности его включили в состав элитных машинистов, которые должны были в целости и сохранности провести по магистрали поезд Генерального секретаря ЦК КПСС. Леонид Ильич Брежнев отправился в большую рабочую поездку по Сибири и Дальнему Востоку. 

— Вы знаете, кого повезете? — начал разговор начальник отделения дороги. — Видели на станции около сигнала белая полоса? Когда будете поезд тормозить, надо, чтобы правое плечо машиниста оказалось строго напротив этой линии. Зачем? Путь, на который прибудет поезд Брежнева, будет застлан досками, как будто рельсов и вовсе нет — чтобы генсек вышел из вагона и ему не пришлось делать лишних движений, чтобы попал как будто из вагона сразу на перрон.

Поезд Леонида Ильича Брежнева на станции Сковородино остановился 4 апреля и простоял 2 часа, пока генсек общался с комсомольцами, которые начали строить БАМ. На перроне толпились тысячи людей.

— Перед тем как отправляться в путь, нам дали наказ: вести так поезд Брежнева, чтобы чай из стакана Леонида Ильича не разлился! Мне так сказали: с должности-то не уволим, но класс-то у тебя, Алексей Васильевич, уберем. Так-то. Вы же замечали: на одном поезде едешь, как плывешь, на другом — вагон то дергается, то дрыгается. Вождение же машиниста первого класса должно было быть безупречным. Чтобы пассажир, сидящий в вагоне, видел только, как вокзал отдаляется, а ход не чувствовал, — объясняет почетный железнодорожник.

В мае 1984 года в Советский Союз прибыл президент КНДР Ким Ир Сен. И вновь везти первое лицо государства поручили Алексею Титову. При том что передовой машинист уже должен был уходить на пенсию — ему вот-вот исполнялось 55 лет. Но начальство вновь решило, что на участке Сковородино — Ушумун отработает именно Титов.

— Ой, Ким Ир Сен простой мужик такой был! Пока бригада менялась, он ходил по перрону взад-вперед. Выходил на каждой станции. Вот такое интересное воспоминание, — улыбается Алексей Васильевич.

Орден Ленина в стакане

К этому времени Алексей Титов был уже кавалером ордена Ленина. В 1971 году состоялось большое партийное собрание в обкоме партии в Благовещенске, тогда секретарем партии был Степан Степанович Авраменко.

— Там в торжественной обстановке вручили мне орден Ленина. За трудовые победы, в переводе на русский язык — за хорошую работу. Сейчас за это к пенсии получаю добавку 15 тысяч рублей. Как праздновал тогда? Обмывали! Как принято говорить у мужиков. Налили стакан водки и макали орден туда Ч надо было выпить до дна. В депо нас двое таких счастливчиков было, — говорит Титов.

А в ветеранской организации, в которой он сейчас состоит, из 22 тысяч всего 44 человека удостоены такой награды.

Кроме ордена Ленина, у Алексея Васильевича есть еще три. К примеру, орден Славы — за строительство БАМа. Алексея Титова ценило руководство: за 50 лет на дороге у него не было серьезных нештатных ситуаций. На пенсию почетный железнодорожник ушел в 1997 году, отработав сверх нормы 13 лет.

Но сколько за всю жизнь получил наград, почетный железнодорожник вспоминает не сразу: парадный пиджак усыпан орденами и медалями слева и справа. Фото: Кристина Ромашова

«У меня всего две больших любви — жена Раечка и железная дорога»

На девяностый юбилей Алексею Васильевичу подарили генеалогическое древо в виде железнодорожного состава. Во главе поезда, конечно, сами супруги Титовы, а от них тянутся вагоны с детьми, внуками и правнуками — всего более 30 потомков. Хороший состав!

У Алексея Васильевича есть сын Виктор, который пошел по стопам отца и стал потомственным железнодорожником, и три дочери: Нина, Ирина, Елена — все уже на пенсии. А еще дедушка богат внуками, правнуками и праправнуками. Супруги Раечки нет рядом уже несколько лет, но говорит о ней мужчина исключительно ласковым голосом, а в паспорте носит ее фотографию.

— Бывало, идем с Раей по городу. Все говорят: вон у Титовых какая любовь, в таком возрасте уже, а они все под ручку ходят. А я говорю: вас внуки не учат просто, как надо правильно ходить. Мой старший внук, которому 45 лет, как-то посоветовал: «Дедушка, когда пойдете гулять, идите не за ручку, а под ручку. Ведь стол на 4 ногах вон как крепко стоит! И вы ходите под руку — как единое целое». Ну и любовь, конечно, была невероятная! Мы с бабушкой прожили вместе 64 года!

Железнодорожник говорит нараспев, часто улыбается и шутит. Кажется, будто он сами выкован из стали. Всегда бодр, в свои неполных 94 года держит в чистоте квартиру, сам ходит в магазин. Для особых случаев надевает галстук и вообще не допускает неряшливости во внешнем виде. Голос бодрый, здоровьем, говорит, не обижен, тем более на праздник к машинисту приезжают сын с внучкой и настроение хорошее!

«Железнодорожникам, конечно, выдавали зимнюю спецодежду, но все равно, когда на гулянья ходили — носки к туфлям примерзали! — смеется Алексей Титов. — Ох и морозы были, ой-ей-ей: 45—50 градусов».

Железнодорожник — это призвание!

Константин Гунбин: «Желаю коллегам, чтобы на жизненном пути всегда горел только зелёный огонь!»

— Алексей Васильевич Титов поистине легендарная личность, — говорит Константин Николаевич Гунбин, председатель Межрегионального Совета ветеранов Забайкальской железной дороги. — Когда я начал работать в 1969 году, он был машинистом пассажирского движения, очень уважаемым человеком, грамотным специалистом. Орден Ленина — высокая награда, и ее не вручали направо-налево, а только тем, кто действительно заслужил. Ведь, к примеру, труд машиниста требует большой ответственности, бдительности. Это нужно призвание. Молодежь приходит и уходит, выдерживают на железной дороге далеко не все. Сегодня машинисты везут составы с грузом по 8 тысяч тонн и пассажирские поезда длиной в 18 вагонов и более полутысячи пассажиров — какая это большая ответственность за жизнь людей и доставку материальных ценностей. От машиниста многое зависит: нужно вовремя увидеть лопнувший рельс, выезд на переезд, успеть предотвратить ЧП. Не только зрение стопроцентное должно быть, но и в целом здоровый организм. Наш Алексей Васильевич – крепкий ветеран. Он сказал, что к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне сам проведет поезд «Победа» до Ушумуна за правым крылом паровоза. Я думаю, это реально. По крайней мере, наша легенда как минимум сядет в кабину паровоза рядом с машинистом и прокатится, сколько захочет.

— С 1997 года я не водил поезда, но руки чешутся!  — признается Алексей Васильевич. — Если поедет поезд «Победа», я хотел бы хотя бы прокатиться в качестве пассажира. Дай Бог пожить. Здоровья бы мне, а духом не упаду!

В семье Алексея Васильевича Титова четверо детей, десятки внуков, уже есть прапраправнуки. На 90 лет пенсионеру подарили генеалогическое древо в виде железнодорожного состава. Фото: Кристина Ромашова

Возрастная категория материалов: 18+