Фото: Алексей Сухушин /«Амурская правда»Фото: Алексей Сухушин /«Амурская правда»

Как сохранить дороги

Раньше временные ограничения движения транспорта в весенний период касались всех дорог России. Начиная с 2018 года ограничение уже не касается федеральных трасс, а местные и региональные всё так же закрываются «на просушку». Сроки ежегодной транспортной акции, как и список ограничений, варьируются в каждом регионе. Это зависит от географии и климата. Именно поэтому в южных и северных районах Приамурья проезд большегрузам ограничивают в разное время: на весь апрель на юге, и с середины апреля до середины мая на севере.

Ограничение введено для сохранения дорог, пояснили в амурском минтрансе. Для нашего региона с муссонным климатом и избыточной влажностью это особенно актуально. Есть дождь или нет дождя, идет снег или зима малоснежная — это не имеет значения. В любом случае грунт, из которого строится «подушка» дороги, напитается влагой. 

При обнаружении перевеса собственник транспортного средства будет оштрафован на сумму от 250 тысяч до 400 тысяч рублей.

— Когда наступают сильные морозы, происходит расширение влаги, и на поверхность дорожного покрытия идет давление снизу: законы физики. Но даже зимой асфальтобетон не так сильно «рвет», как это происходит весной, когда всё кругом начинает оттаивать, — объясняют специалисты. — С наступлением тепла дорожная «подушка» нагревается, и грунт сжимается из-за того, что лед уменьшается. Между дорожной «подушкой» и асфальтобетонным покрытием, а также внутри самой «подушки» образуется воздушная прослойка. Это всё, конечно, конструктивно заложено при строительстве дорог. Но! При оттайке появляется самый большой негативный фактор — когда на дорожное полотно оказывается сильное давление от тяжелого грузового транспорта. Чтобы этого не происходило, каждый год весной в одно и то же время на месяц вводят ограничение. За этот период нужно сохранить дорогу.

Самое главное — безопасность дорожного движения

Статистика — вещь упрямая: если на дорогах появляются ямы, растет риск дорожно-транспортных происшествий. А чем больше ДТП, тем больше пострадавших и погибших. Самое главное — это безопасность дорожного движения, подчеркивают в региональном минтрансе. Потому так важно, ради сохранения дорог, вводить ограничения для большегрузов. При этом в разных регионах состояние дорог существенно отличается, что обусловлено многими причинами, и в том числе природно-климатическими условиями. Они различаются даже в пределах нашей области, что сказывается и на дорожном полотне.

Так, на севере Приамурья и в холодное время года из-под земли идет вода. Парадокс, но это так: мерзлота давит — воду из-под земли выбивает. Чем сильнее холод, тем больше воды. Федеральную трассу «Лена» (она от Невера уходит в Якутию) до Тынды заасфальтировали, но ее постоянно корежит. Что говорить о дорогах регионального и местного значения, в которые вкладывается не так много средств.  

— Поэтому дороги надо сохранить — и те, которые есть, и те, которые строим, — подчеркивают в министерстве транспорта Амурской области. — За передвижением большегрузов следят посты весового контроля. По области курсируют несколько мобильных пунктов весогабаритного контроля, а также продолжит работу в штатном режиме стационарный автоматический пункт на 54-м километре трассы Благовещенск — Свободный.

«Бизнес не понимает, насколько это важно»

Все знают, что ограничения для тяжелых фур вводятся ежегодно в одно и то же время. Приказ регионального минтранса вышел еще в феврале. Но для многих владельцев грузового транспорта и грузоперевозчиков это как откровение.

— Хотя мы не обязаны разъяснять приказы минтранса Амурской области, мы предупреждали всех представителей транспортных компаний, кто обращался к нам по каким-то вопросам, что с 1 апреля введут ограничения, — прокомментировали в межрегиональном территориальном управлении Ространснадзора по ДФО. — А первого апреля у нас телефон не замолкал и очередь образовалась — столько нарушителей выявили. Штрафы большие — от 250 до 400 тысяч рублей на собственника или владельца транспортного средства. Понятно, что людей переполняют эмоции: «Нам что, закрываться?!» Но если вы занялись бизнесом, то весь риск берете на себя — вы его должны рассчитать. В апреле возить нельзя: у вас есть возможности для обслуживания техники, отпусков, обучения водительского состава, повышения квалификации. Можно полностью сделать техобслуживание хорошее — поменять резину, масло, подготовить технику к летнему сезону. Машины крупногабаритные — огромные; помимо тягача, есть еще прицеп и так далее. Много работы.

За передвижением большегрузов следят посты весового контроля

К сожалению, основную часть бизнеса в сфере грузоперевозок заботит только прибыль и мало волнует сохранность дорог. Между тем в каждой организации, которая занимается перевозкой пассажиров и грузов, должен быть специалист, ответственный за безопасность дорожного движения.

Вопросов много — кадровых, технических, нужно следить за тем, чтобы соблюдалось законодательство. Как показывает практика, большинство руководителей транспортных организаций об этом даже понятия не имеют. Другие знают, но не хотят брать в штат такого специалиста.  А он нужен. Причем должен быть обучен и аттестован в межрегиональном территориальном управлении Ространснадзора по ДФО.

Передвижение большегрузов контролируется стационарным и передвижными пунктами весового контроля. Дислокация мобильных контрольных постов может меняться. Дороги закрыты, но не для всех: ограничения не распространяются на дорожную спецтехнику, сельхозтехнику, задействованную на весенне-полевых работах, и другой транспорт. Есть и другой вариант: можно возить грузы в трех-пятитонных машинах. И тогда никакие ограничения вас не коснутся.  

Александр Зеленин, министр транспорта Амурской области:

— В период оттайки дорожное полотно особенно уязвимо и подвергается быстрому разрушению. Мы заранее проинформировали владельцев большегрузной техники о вводимых ограничениях, чтобы они успели оформить специальные разрешения или завершить логистику до первого апреля, — сказал министр транспорта и дорожного хозяйства Амурской области Александр Зеленин.

«В России строить дороги намного сложнее и стоимость одного километра намного дороже»

Вместо того чтобы какую-то дорогу капитально отремонтировать, в России приходится тратить средства на ремонт вообще всех дорог. Если удается сэкономить, то эти деньги можно направить на строительство, реконструкцию и ремонт других дорог.

Очень часто люди возмущаются: давайте строить нормальные дороги.

— Руководитель одной из транспортных компаний (турок по национальности, он имеет двойное гражданство) в разговоре стал критиковать нашу страну, — вспомнил случай главный государственный инспектор межрегионального территориального управления Ространснадзора по ДФО Андрей Зырянов. — Сказал: «В России дороги плохие.  Наверное, у вас много дураков».  Я ему ответил: площадь России в 22 раза больше Турции. Территория у нас огромная, поэтому государство больше вкладывается в федеральные трассы, чтобы было магистральное сообщение. И еще вспомните: сколько раз за последние два века Турция воевала, сколько там революций было и сколько раз дружественный запад пытался вас загнать в угол, санкциями задушить? А третий фактор — природный. В России строить дороги намного сложнее и стоимость одного километра намного дороже.

Один эксперт в интервью РБК сказал: «Стоило заморозить всего на один год латание дорожных дыр, и наша страна могла бы в одиночку профинансировать строительство большого адронного коллайдера, стоимость которого составила 8–10 миллиардов долларов. Напомним, что участниками проекта являются более 100 стран». И тем не менее дороги у нас строятся. При этом иногда технологии даже лучше европейских. Потому что в зонах вечной мерзлоты мало кто способен хорошие дороги строить — не получается. А у нас две трети страны — в зоне вечной мерзлоты! Победить вечную мерзлоту пока еще никто не в состоянии. Там дорога не то что играет — прыгает.

Возрастная категория материалов: 18+