По голливудским показателям (читай, по показателям окупаемости) "Ночной дозор" вполне удался. Честно говоря, никогда не увлекался фильмами про вампиров. Во-первых, нестрашно, значит, неинтересно - "ужастик" должен хоть в паре моментов пробирать. Во-вторых, заезжено и однообразно: актеры зубы наращивают, ассистенты колья строгают, вся студия чесноком завалена. Разве что фильм "От заката до рассвета" понравился, да и то, скорее, за актерскую игру и сценарий Тарантино. Поэтому рекламные ролики "Дозора" насторожили - то и дело мелькают бледные лица, Лагутенко оскаленный с экрана шипит... Пришлось бегло знакомиться с произведением Сергея Лукьяненко. И сразу стало понятно, что главное зло в этой истории - вовсе не вампиры, не оборотни и не живые мертвецы. Зло и есть зло, добро и есть добро. И кто сказал, что они не могут хотя бы попытаться сосуществовать? Конечно, не мирно, но по заключенному договору, в котором права и обязанности обеих сторон определены и согласованы. Но это так, основа сюжета, фундамент для фантасмагории, от которой веет то Булгаковым, то Гофманом, а то и сэром Говардом Лавкрафтом. Книга рассчитана не на массового читателя, что, правда, не мешает огромному количеству поклонников перечитывать ее десятки раз. Итак, договор подписан, тотальная битва предотвращена. Теперь нужно следить за соблюдением условий пакта. Для этого и существуют дозоры - Дневной, контролирующий Добро, и Ночной, оберегающий людей от Зла. А работают в них Иные - то есть не совсем человеки, которым дано видеть и уметь больше, чем простым смертным. "Ночной дозор" в киноверсии начинается с упомянутого подписания договора. А затем стартует история Антона Городецкого, который хотел неверную жену с помощью ведьмы вернуть, а оказался Иным, сотрудником Ночного дозора и главным героем фильма. Антона играет Константин Хабенский, хорошо знакомый российскому зрителю по "Улицам разбитых фонарей". Что ж, актеру вполне удается уйти от образа Плахова. И герой у Хабенского получается очень любопытный. Во-первых, далеко не супермен. Во-вторых, хороший сотрудник с вечно плохим настроением. И к тому же слишком близкий к человеку - отсюда у Иного масса нервов и переживаний, крайне мешающих работе. Актерский состав фильма очень удачен. Начальник Антона, предводитель сил Добра - Владимир Меньшов. Сосед-мясник, у которого Городецкий берет свиную кровь, дабы приблизиться по ощущениям к вампирам, - Валерий Золотухин. Рядом с корифеями - Алексей Чадов ("Война"), Мария Миронова ("Олигарх") и поп-исполнители Илья Лагутенко и Жанна Фриске. Контраст в выдержанных пропорциях всегда интересен, в кинематографе - особенно. Режиссерская и операторская работа заслуживает особого обсуждения. Впечатления настолько разнохарактерные, что, выходя из кинозала, невозможно определиться, плохо или хорошо. А это само по себе замечательно. Внимательный зритель со знанием современного (и не только) кино с первого просмотра уловит хотя бы несколько приемов, которые использовал Бекмамбетов. Например, совмещение съемки и графики, когда камера наезжает на предмет, но не останавливается, а ныряет в него и с умопомрачительной скоростью носится внутри. Это излюбленная "фишка" Дэвида Финчера, режиссера "Бойцовского клуба". А сцена с переворачивающимся фургоном - вообще достижение для нашего кинематографа. Визуальная сторона фильма отдельно от смысловой прямо-таки требует повторного просмотра, и не одного. Все мелочи невозможно заметить и оценить с первого раза. Это большой плюс для фильма. В свое время я раз восемь посмотрел "Черную кошку, белого кота" Кустурицы и каждый раз натыкался взглядом на что-то новое. А вот любой американский ширпотребный боевик, сколько бы денег в него ни вложили, такого эффекта не даст. Посмотрел и забыл. "Ночной дозор" попадет в видеотеки многих кинолюбителей - можно не сомневаться. Минусы? Естественно, без них не обойтись в кино этого жанра. Зрителю должно быть интересно до конца! Поэтому активно смазывается история с женой Городецкого, с его сыном (который, кстати, в книге сыном не был). Практически не выражены характеры коллег Антона и отношения между ними и непосредственным начальником (может быть, это сделано в целях привнесения эдакой загадочности - если так, то не сработало). Гораздо больше внимания уделено действию в чистом виде. В принципе это правильно, хоть и раздражает поклонников творчества Лукьяненко. Книгу нельзя экранизировать слово в слово, это же не документальный фильм, согласитесь. Отдельным абзацем (и не самым добрым словом) можно упомянуть подачу рекламы в фильме. Зритель в большинстве своем не глуп, он понимает, что хорошее кино стоит соответствующих денег. Но нельзя же так неприкрыто демонстрировать модели телефонов, названия тарифов... Не говоря уже о марке пельменей, которыми сын Антона кормит сотрудников дозора. И совсем ни в какие рамки не лезет фраза героя Гоши Куценко на фоне банки кофе: "Хороший вкус. Хорошее начало". Все-таки это реальность российского кино. Что-то я ни разу не видел Тома Круза, жадно пьющего в кадре кока-колу из запотевшей банки. Если в американском кино что-то и рекламируют, то не так открыто. При этом все эти лезущие в глаза товары ничего, кроме скептического хихиканья, не вызывают. А с другой стороны, может, это тоже авторский взгляд? Что-то вроде Эдди Уорхола. Еще один раздражающий момент - это юмор. На фоне сюжета, на фоне этого пафоса сил Зла и Добра шутки а-ля "Особенности национальной охоты" попросту обескураживают. Расчет на массового зрителя - это правильно, но не стоит так жестоко думать о чувстве юмора масс. Особенно если учесть мнение прочитавших книгу, в которой подобными шуточками автор не оперировал. Но в целом "за" фильм упрямо говорит тот факт, что после сеанса разочарованных не наблюдалось. Форумы в Интернете тоже заполнены положительными отзывами, изредка подсоленными негативом. Народное мнение есть главный критик. Брюзжание эстетов теряется в многоголосом хоре восхищенных. Что ни говори, а Бекмамбетов снимал далеко не европейское "кино не для всех". Поэтому ожидать посылов к Шопенгауэру и ассоциаций с Гейне по меньшей мере наивно. Вы хотели "экшн" - вот он. Получите. Напоследок сообщу, что это только первый фильм из целой серии. Стоит надеяться, что режиссеру хватит творческих возможностей не сойти с выбранного пути. И можно быть уверенными в том, что сходивший сегодня на первую часть завтра пойдет на вторую, не задумываясь. Потому что такого кино в России еще не снимали.