Герой не нашего времени «Турецкий гамбит» - экранизация книги Бориса Акунина из детективной серии приключений загадочного сыщика Эраста Фандорина. Этот персонаж уже появлялся на экранах в фильме «Азазель», который подтвердил народную мудрость про первый блин. Логично было ожидать, что второй получится не таким скомканным. Так и вышло. Но это не значит, что фильм заслуживает только похвал и дифирамбов. Экранизировать детективы просто только на первый взгляд. Снимать по Акунину – сложно вдвойне. Хороший детектив – это жанр о работе мысли, о победах логики, и попробуй покажи это зрителю, да еще так, чтобы он на первой половине фильма не зевал, а на второй – не ушел из зала в полном разочаровании. Конечно, можно сделать упор на самые активные сцены, с пистолетами и конно-автомобильными погонями, сделать качественный боевик, но что останется от жанра? Герои Акунина не блуждают в задумчивости среди четырех стен, как это делает незабвенный Пуаро, но и скакать и стрелять день и ночь им не приходится. Именно поэтому таким блеклым оказался фильм «Азазель». Россия девятнадцатого века, масса персонажей, деталей, мелочей – книгу читать безусловно интересно. Но передать атмосферу создателям фильма практически не удалось, количество персонажей пришлось сокращать и результат – не всегда успешные попытки многообещающего актера Ильи Носкова показать, что будущий блестящий сыщик, статский советник Эраст Петрович Фандорин в молодости был простодушен, наивен и раним, как все. Любовь, предательство и турки В «Гамбите» Фандорин уже побит судьбой, более сдержан и трезв умом. Титулярный советник, как никак. На дворе – 1877 год, идет русско- турецкая война и без предательств, шпионов и тайн она не обходится. Значит, там Эрасту и место. В начале фильма он под турецкими пулями направляется в главный штаб русского командования – сообщить о коварных планах противника. Вообще первая сцена на поле подсолнухов вызывает к фильму неподдельный интерес. Мало того, что вангоговские мотивы налицо, так еще и очень напоминает сцену из одного фильма Кустурицы. Только там подсолнухи были фоном для любви, а не для войны. Фандорин встречает графиню Варвару Суворову. Конечная цель ее пути – все тот же генштаб, правда, никаких донесений при даме нет, Варвара соскучилась по жениху Пете Яблокову. Жених служит шифровальщиком. В штабе Фандорин сообщает о том, что турки намерены занять город Плевна, и эту информацию Яблоков отправляет шифровкой войскам. Но самым таинственным образом в депеше вместо слова «Плевна» появляется «Никополь» - этот город и занимают русские войска, оставив беззащитную Плевну туркам. Петю арестовывают, графиня в истерике, Фандорин должен найти настоящего преступника – турецкого шпиона Анвара-эфенди. Этого требуют интересы государства и джентльменский кодекс. Вот такая завязка – не самая гениальная, но, согласитесь, для интересного детектива в ней есть все. Загадка налицо, для спецэффектов военные действия – почва очень даже благодатная, пиротехнику можно заготавливать тоннами. Плюс любовная история, в которой вежливый Фандорин выступит в качестве благородного и сдержанного «третьего лишнего», а также дуэли, гусары, дворяне – в общем, дух времени. Простой рецепт иностранной кухни Вроде все готово, дело за съемочной группой. И тут начинает вариться каша, рецепт которой многократно опробован на съемках бесчисленных сериалов и нескольких русских блокбастеров. Ингредиенты очень просты, а само блюдо постоянно подается голливудскими кулинарами. Итак, для начала берутся деньги. Чем больше, тем, естественно, лучше. Деньги нарезаются крупными кусками и идут на: актеров, спецэффекты, рекламную кампанию и разные мелочи. Так как денежные куски из бюджета «Турецкого гамбита» вышли солидные, с актерами церемониться не стали. Проще сказать, кто не снялся в фильме. Тут тебе и Владимир Ильин в роли фандоринского начальника, и (браво!) Алексей Гуськов – этакий НКВДшник времен царской России, и Дмитрий Певцов в образе графа Зурова, бравого гусара а-ля Денис Давыдов. Марат Башаров глупо и наивно улыбается Ольге Краско, Александр Балуев командует полками, а Александр Лыков, пресловутый Казанова из «Ментов», стреляется на дуэли с Виктором Вержбицким. Думаете, уже через край льется? Нет, без знакомых лиц Андрея Краско и Гоши Куценко никак не обойтись. И – в порядке бреда – эпизодическая роль балагура Валдиса Пельша. Уф, выдыхает потрясенный зритель. А на самом деле решительно невозможно понять, хорошо или плохо сыграл твой любимый актер, или пять любимых актеров. Оператору нужно показать всех, причем массу внимания уделить главному персонажу – Фандорину, роль которого исполнил Егор Бероев. Представляю, сколько сил положил режиссер на съемочной площадке, чтобы справиться с этой эскадрильей звезд. Жаль только, что результат получается чуть ли не обратный. Хотя играют актеры соответственно своим именам – хорошо. Ага – есть еще стреляющие пушки, переворачивающиеся кареты и встающие на дыбы лошади. Об этом и говорили зрители после фильма, пока курили на крыльце. Причем дружно согласились с тем, что спецэффекты напиханы в двухчасовой фильм к месту и не к месту. Ну ясно – деньги есть. Почему бы и не повзрывать? И ведь все сделано правильно. По крайней мере, сборы неоднократно покрыли затраты уже в первую неделю российской премьеры фильма. Реклама, реклама, реклама. Сколько ни рассуждай о том, что от детектива в картине практически ничего не осталось, кроме псевдодедуктивных размышлений Фандорина, и весь фильм снят на примере американских сверхбюджетных проектов – зритель все равно оценит, и еще раз сходит с друзьями. Ибо – зрелищно. Продолжение следует Нет, я не против кино, в котором есть на что посмотреть, таким оно и должно быть. И хорошие спецэффекты, умелая графика гораздо лучше резиновых акул и механических гигантских обезьян. Я даже готов смириться с присутствием в фильме избыточного количества известных мастеров – они делают проекту репутацию. Только все это должно помогать зрителю увидеть то, о чем снят фильм. В «Гамбите» основная, акунинская идея теряется в мелькании знакомых лиц и взрывающихся снарядов. Обидно, но пресыщения профессиональной старательной работой еще никто не отменял. Многое, наверное, вообще осталось за кадром – еще бы на фильм хватило. Можно провести массу параллелей между «Гамбитом» и «Ночным дозором». Крупный бюджет, претензии на блокбастер, актеры и картинка. А еще – у обоих фильмов авторами сценария выступают писатели, по чьим произведениям снимается кино. Трудно придраться к создателям фильма – мол, исковеркали хорошую книжку. Вот он, дядя, сам сидел и коверкал – все вопросы к нему. Что по-настоящему печально – это намечающаяся тенденция к такому кино. Не можем мы больше снимать хорошее кино без помпы размером с «Титаник». И еще можно только посочувствовать Эрасту Петровичу Фандорину. Читать о нем гораздо интереснее, чем наблюдать за его телодвижениями. Трудно представить, как будет выглядеть «Любовник смерти» или «Коронация», за которую, судя по всему, может взяться Никита Михалков. Бориса Акунина, который успел прославиться повсеместно, будут снимать, пока не кончатся романы. Следующим из серии выходит «Статский советник». Выходит совсем скоро. На этот раз в образе Эраста Петровича предстанет именитый Олег Меньшиков. Заманчиво и жутко одновременно.

Возрастная категория материалов: 18+