Правда, Никита Сергеевич место режиссера уступил молодому Филиппу Янковскому, а себе определил скромные посты генерального продюсера, худрука, а также исполнителя одной из главных ролей. Опыт и профессионализм авторов плюс плеяда известных и талантливых актеров обещала захватывающий и зрелищный результат. Фандорин против террористов Не менее интересна и тема, которой посвящен «Советник». Если до этого автор сталкивал Эраста Фандорина с тайной преступной организацией и военным шпионажем, то теперь уже не юный герой должен обезвредить террористическую группу. Тех самых бомбометателей, которые в конце девятнадцатого века то и дело сотрясали столичные города. Роль Фандорина на этот раз доверили Олегу Меньшикову, и, надо сказать, справился он со своей задачей блестяще. Настоящий аристократ, не подверженный суетливым проявлениям эмоций, актер настолько верно изображает своего книжного близнеца, что придираться даже не хочется. Именно такой Фандорин в «Статском советнике» одинаково хладнокровно переживает и поражения, и успехи. Сам Акунин считает Меньшикова наиболее подходящим на роль своего создания. Итак, Эраст Петрович должен заняться охраной генерала Храпова, которому подписала приговор некая «Боевая группа». Террористы достают жертву в поезде, направляющемся в Москву. Располагая информацией о Фандорине, герой Константина Хабенского Грин легко выдает себя за статского советника и закалывает генерала. После успешной акции группа ложится на дно в Москве, где за ней начнут отчаянную охоту и жандармы, и охранка, и питерский князь. Ну и статский советник Фандорин, в задачу которого входит не только восстановить свое честное имя, но и спасти от потери высокого поста генерал-губернатора Москвы князя Владимира Долгорукого. Вот так начинается эта захватывающая история, в которой достаточно стрельбы и взрывов, погонь и дерзких преступлений, но есть еще глубокая главная идея, к которой трудно остаться равнодушным. Террористы взрывают самодельные бомбы, Эраст Фандорин занимается по утрам восточными боевыми искусствами, князь Пожарский (Никита Михалков) действует своими подлыми методами – от экрана трудно отвести взгляд. За все время сеанса за дополнительной бутылкой пива выходили единицы. Радует и тот факт, что автор сценария – по сложившейся традиции это сам Борис Акунин – сохранил собственную книгу в постановке. Сюжет подвергся только необходимому упрощению: иначе пришлось бы снимать очень долгий фильм. А что заставило автора на сто восемьдесят градусов изменить финальную сцену, для читавшего книгу зрителя остается загадкой. Все-таки книжный вариант кажется наиболее логичным – Фандорин покидает государственную службу, потому что осознает ее беспринципность и непременные интриги. Для истинного дворянина, коим является Эраст Петрович, построение карьеры на костях конкурентов невозможно. На изменении концовки, пишут центральные газеты, настоял Михалков. Он считает, что настоящий русский офицер не мог просто так оставить службу Отечеству. А вот Акунин уверен в обратном: «Если бы Эраст Петрович в 1891 году не ушел бы с государственной службы, то у нас не было бы Октябрьской революции». И знаете, с этим можно согласиться. И снова об актерах Сейчас многие сетуют на одноликость нашего кино. Мол, что бы ни появлялось на афишах кинотеатров, там все равно будут присутствовать Балуев, Хабенский или Мария Миронова. По такому принципу построена работа в кинобизнесе. Голливуд тоже ставит на имя Брэда Питта успех всего фильма, но это вовсе не означает, что Питт - плохой актер. Просто у американского кинематографа долгая беспрерывная история, давшая миру немыслимое количество звезд. А в России нашумевших дарований гораздо меньше. В «Статском советнике» роль террориста Грина досталась Константину Хабенскому. Таким образом, вышел уже третий «большой» фильм, в котором задействован бывший «мент». До него были «Свои» и «Ночной дозор». Удивительно, но именно в «Советнике» Константин смотрится лучше всего. Это тот самый Грин из книги – холодный, стальной и отчаянный. Хабенский не допускает в фильме погрешностей и за рамки собственной роли не выходит. Акунинским поклонникам такой подход понравится. Зато основательно развил свою роль Никита Михалков. Князь Пожарский в его исполнении получился еще неприятнее, чем в тексте. Отдельные аплодисменты предназначаются Владимиру Машкову, Олегу Табакову и Алексею Горбунову. И, конечно, жене режиссера Оксане Фандера за вдумчивую террористку Иглу. О профессиональном подходе к экранизации романа говорит еще и тот факт, что такое собрание известных актеров абсолютно не напрягает. Наоборот, зритель с радостью узнает их в персонажах. Фильм не страдает излишней масштабностью, как «Сибирский цирюльник», или перенасыщением спецэффектами, как «Турецкий гамбит». «Статский советник» смотрится ровно и гладко. Российский детектив без дна Возвращаясь к словам Акунина о том, что Фандорин был способен предотвратить октябрьский переворот, приходится признать печальную закономерность. Все знают, что история плевать хотела на сослагательное наклонение. Но, заглядывая в ее страницы, понимаешь, что в России обстоятельства всегда складывались не так. И ничего не остается, кроме бесконечных «если бы». Григорий Чхартишвили, он же Борис Акунин, - несомненно, один из самых ярких и интересных отечественных детективщиков. Особенно тем, что за каретами на московских улицах, за нарядами светских дам и играми патриотов скрывается глубокое недоумение: как можно было настолько заиграться. «Статский советник» - детектив без дна. Эраст Фандорин меняется по ходу всего книжного сериала. В «Азазели» это наивный юноша, в «Последнем из романов» - профессионал, которого невозможно обескуражить. Так вот, пока меняется Фандорин, катится вниз российская монархия, и горку для нее щедро поливают ледяной водой и дворяне, и интеллигенты, и другие государства. Конечно, одному статскому советнику это падение не удастся даже замедлить. Просто с государственной службы тогда прямо или косвенно ушли вообще все, кому уходить было никак нельзя. Террорист Грин уверен в одном. Если вокруг происходят такие безобразия, единственный способ существования – быть той самой спичкой, которая подожжет трухлявую действительность к чертовой матери. Кровь не выбивает Грина из накатанной колеи – а ля гер ком а ля гер. Убить одного генерала или чиновника – спасти тысячи простых граждан. Взорвать карету с одним-единственным царем – изменить будущее России в сторону прогресса и всеобщего равенства. Сотрудники охранки уверены в обратном. Необходимо вырезать, пересажать всех бомбистов-народовольцев, чтобы избавиться от проблемы. Нет, многие из них имеют собственные взгляды на то, как обустроить Россию. Но только после того, как последний революционер закачается на виселице. Эраст Фандорин выгодно отличается от обеих сторон противостояния. Если у него и есть планы государственного устройства, обсуждать их со всеми подряд советнику некогда. Он занят своим делом. И самое грустное. Пока революционеры и стражи порядка бегают друг за другом, заливая кровью древнюю столицу, этим умело пользуются совершенно бездушные карьеристы. Когда Грин осознает, что вся его многолетняя борьба была всего лишь частью продуманного сценария, написанного далеким от судьбы России автором, жизнь революционера теряет смысл. Он все та же спичка, но ей поджигают не мировой пожар, а дорогую сигару. Те, кто затеял эту смуту, ни в коем случае не оставят своих государственных постов. Поэтому решение, которое примет Фандорин перед развязкой, очень точно отражает его характер. Он промолчит, но так, что это избавит страну от многих проблем. Но, к сожалению, далеко не от всех.