Основные работы по восстановлению будущего драмтеатра начались в апреле 2004-го. Пик ажиотажа пришелся как раз на прошлый год: опросы общественного мнения, пристальное внимание и политические спекуляции. Граждане разделились на два лагеря - на сторонников и противников стройки. Неоднозначный во всех смыслах объект был, есть и какое-то время еще будет у всех на устах. И специалисты, и обыватели до сих пор спорят о «нужности» культурного центра. Тем временем здание готово на 80 процентов. Попытки достроить «Бастилию» предпринимались неоднократно. Для руководителей области это стало делом чести. Однако в течение целого десятилетия планы так и оставались на бумаге. Привлечь инвестиции для реконструкции удалось лишь нынешней администрации. Но даже после принятия окончательного решения сроки начала строительных работ на объекте все время переносились. Первой за дело принялась Балтийская строительная компания. Но через некоторое время из-за невыполненных обязательств областная администрация договор с фирмой расторгла, и стройка замерла вновь. Коренным образом переломил ситуацию другой генподрядчик - общество с ограниченной ответственностью «Диния», компания со стопроцентным китайским капиталом. Инвесторы назвали «Бастилию» «своим дебютом в России». И решили: если первый блин не выйдет комом, останутся на строительном рынке Приамурья. К слову, на тот момент «Диния» была единственной компанией, пожелавшей вложить свои деньги в долгострой. Сейчас с уверенностью можно сказать: фирма доведет дело до конца. Хотя трудности возникали и у этой компании: осенью и зимой из-за нехватки денег возведение центра останавливалось. Всего же за четыре года с момента «расконсервации» стройки в объект вложено около 220 млн. рублей.Чтобы достроить центр, необходимо еще более 250 млн. рублей. Зданию уже 28 лет. Возраст для строящегося объекта солидный. Когда в прошлом году начали реконструкцию, состояние «Бастилии» было, мягко говоря, плачевное. К тому моменту уже были возведены основные несущие и ограждающие конструкции, проведены электричество, вентиляция и тепло. Однако за время простоя все коммуникации пришли в негодность. Их необходимо было прокладывать заново, а также ремонтировать треснувшие стены, перекрытия, добавлять усиливающие колонны. Во время экскурсии строители подробно рассказали корреспондентам «АП» о каждом фрагменте здания. Огромные окна на самом деле называются структурными фасадами с точечными креплениями. «Подобные есть только в Москве!» - с гордостью говорит главный строитель, исполнительный директор «Динии» Константин Никулин. - Диаметр окна - почти девять метров, тройной стеклопакет. Таких в России, к сожалению, не выпускают. Приходится везти из-за Амура». Своды окон, как и вся внутренняя и внешняя отделка, выполнены в граните. Причем каждая деталь вытачивается мастерами вручную. Общая площадь внешней облицовки здания - тринадцать тысяч квадратных метров. Сложность заключается в том, что все должно быть выдержано в одной цветовой гамме. Камень закупается в Китае, так удобнее и дешевле, говорят строители. А вот щебень и песок - наши амурские. Все основные работы на ОКЦ ведутся китайскими специалистами. Противопожарная сигнализация, сантехника, электричество - на «совести» российских фирм. В большом зале центра кипит работа. Он сможет вместить 996 зрителей. Для сравнения: зал нынешней областной филармонии рассчитан на 740 мест. Работы планируют закончить к сентябрю. Именно здесь собираются провести церемонию закрытия кинофорума «Амурская осень». А пока полным ходом идет монтаж оборудования сцены, которым занимаются хабаровчане. Занавес заказали в мастерской Большого театра. В зале уже установлены 32 штакетных подъема для декораций, двигающиеся софиты. А вообще сцена, признались наши экскурсоводы, - точная копия ленкомовской. В здании планируется установить четыре лифта, причем один из них специально для инвалидов, который поставят в область из Подмосковья. Для этой категории посетителей в ОКЦ предусмотрены также отдельный туалет и пандусы. Малый зал общественно-культурного центра рассчитан на 200 мест. Кроме того, готова летняя эстрада. Остался последний штрих: сиденья и необходимое оборудование скоро установят. Сейчас идет благоустройство прилегающей территории. Уже залита площадка для стоянки более чем на сто автомобилей. Перед центральным входом сооружают фонтан. Практически готовы кованые ограждения, которые поставят рядом с пешеходными дорожками и автостоянкой. Проект здания драмтеатра был разработан в 1977 году московским проектным институтом «Гипротеатр». Замысел беспрецедентного сооружения принадлежит известному столичному архитектору Владимиру Сомову, построившему на территории бывшего Союза немало театров. Говорят, что он часто звонил в Благовещенск - интересовался судьбой своего детища. Последний раз звонил в прошлом году и был приятно удивлен, что строительство все-таки заканчивается. Специалисты, принявшие спустя многие годы эстафету у Сомова, называют это здание уникальным. И дело даже не в том, что оно имеет необычное архитектурно-строительное решение. У него особая судьба. Ни по масштабу, ни по значимости подобных объектов на Дальнем Востоке нет. Более двадцати лет это монументальное творение носило клеймо долгостроя. В историю Благовещенска «Бастилия» вошла как оплот для неформальной молодежи. Сегодня, смотря на культовый объект, даже не верится, что чуть больше года назад здесь все было по-другому. За долгие годы «Бастилия» стала частью облика нашего города. Безусловно, не лучшей частью. Даже те, кто помнит, как вбивались первые сваи грандиозного объекта, до сих пор по привычке сомневаются: «Достроят ли?» Несмотря на скептический настрой общественности, строители и власти уверены: при условии бесперебойного финансирования общественно-культурный центр сдадут в этом году.