Панорама забытой войны Актер, ведущий, клипмейкер и вообще звезда Бондарчук снял первый полновесный фильм. Снял с размахом - о бюджете в 9 миллионов долларов еще долго будут судачить в прессе и на кухнях. Много военной техники, две тысячи человек массовки, семьдесят километров отснятой пленки и громкое имя. Таким предстал фильм «9 рота» перед зрителем. Сам Бондарчук вместе с коллективом канала СТС приложил все усилия, чтобы пропиарить кино правильно. Получилось. Даже чересчур - среди публики ходят полушутливые разговоры о том, что такая популярность картины обусловлена гипнозом, облучением и черт знает чем еще. Раскрутке способствуют сами зрители, действующие по принципу «посмотрел и тебе советую». Слава фильма распространилась по аудитории со скоростью чумы. Бац, и все заражены. Женщины выходят из зала в слезах, а на лицах мужчин написано явное желание выпить и поговорить. В общем, Бондарчуку удалось найти те самые нужные слова и образы, от которых замирает сердце и появляются забытые ощущения у большинства российских зрителей. Во многом это происходит благодаря теме фильма. Война в Афганистане как таковая так и не удостоилась толкового освещения в отечественном кинематографе. Позор это для страны или нет, но вспомните, сколько плохих и хороших картин сняли американцы о Вьетнаме. Одна из любимых голливудских тем, как-никак. У нас же либо Великая Отечественная, либо Чечня - без вариантов. Современные подростки в большинстве своем вообще не знают, что эта война была, принесла свои результаты и оставила свои следы. Спасибо Бондарчуку - напомнил. Фильм рассказывает о роте молодых пацанов, добровольно отправившихся в Афганистан и погибших, прикрывая несуществующую колонну, в то время как войска из Афгана уже вывели. Странно, но сюжет вполне укладывается в предыдущее предложение. Потому что дело совсем не в сюжете. Не в бюджете и не в актерах, о которых, разумеется, я еще скажу. Дело в том, что Федор Сергеевич снял настолько противоречивое и неоднозначное кино, что отзывами критиков скоро можно будет отапливать города вроде Благовещенска. Оговорюсь сразу: «9 рота» - это явление в истории российского кинематографа, и спорить с этим так же бессмысленно, как с притяжением Земли и течением времени. Бондарчук - личность, что называется, одиозная. С одной стороны, ведущий дурацких телепрограмм типа «Кресло» и «Ты - супермодель», засвеченный в нескольких «мыльных» сериалах. С другой - сын знаменитого Сергея Бондарчука (если кто не помнит, он снял массу хороших картин, среди которых - «Они сражались за Родину»), друг и соавтор Ивана Охлобыстина и Романа Качанова. Он и князя Мышкина играл. Вот и пойми, как к нему относиться - как к частице поп-культуры 21-го века или творцу в постоянных поисках? А как хотите, безмолвно отмахивается сам Бондарчук, я занят. За что сражалась девятая рота В «9 роте» нет главного героя. Это оправданно - на настоящей войне сражаются скопом, награды раздают после боя. Бондарчук снял фильм про русских, если можно так выразиться. Кроме пацанов и офицеров, в мире «9 роты» нет никого. Какие-то блеклые душманы, в которых надо стрелять, и мифическая Родина - такая далекая, что ее остается только защищать. От чего, спросит растроганный фильмом зритель, от чего они защищают страну в чужих песках? А ни от чего, ответит ему автор. И будет, конечно, не прав. История не терпит не только сослагательного наклонения, но и подтасовки. Ветеранам Афганистана, которым фильм нравится в целом, вряд ли приятно осознавать, что их войну лишают смысла. Хотя бы потому, что определенные цели и стремления у СССР в Афганистане были. И поэтому солдатам, которые там погибли и которые оттуда вернулись, должно быть обидно за главную идею фильма, которую преподносят в первую очередь современной молодежи. Они воевали не зря - это факт. Герой Алексея Серебрякова, капитан разведки, говорит молодым бойцам во время лекции: «Никто и никогда не смог завоевать Афганистан». Конечно, кому нужны эти бесплодные земли? Лучше вспомнить, кто и когда пытался завоевывать Россию. Будет патриотичнее как минимум. Режиссер оставляет зрителю сомнительное право выбрать себе любимого персонажа - все равно в конце всех убьют. Всех, кроме одного, который являет собой яркий пример беспризорника-уголовника, ставшего настоящим мужчиной под непрерывным огнем. «Они хотели, чтобы их любили» -гласит рекламный слоган «9 роты». Кто? Да неважно. Мама с папой. Политбюро. И, конечно же, зрительный зал, который с радостью запустит этих мальчиков в свои чувcтвительные русские сердца. Потому что сочувствие к тем, кто «убит подо Ржевом», накрепко вросло во все поколения нашего народа, которому слишком много этих солдатиков пришлось хоронить. Но если найти в себе силы отвлечься от несправедливости жизни и неумолимости смерти, картина получается жутковатая. Мало того что в представлении Бондарчука афганская война - это нечто вроде «казаков-разбойников» на вражеской территории, причем без того момента, когда мамы загоняют участников по домам. Это еще и наглядная демонстрация изнанки Советской армии, превратившейся в Российскую. После этого фильма, направленного на поднятие патриотического духа, мне бы в армию идти вовсе не захотелось. Герои «9 роты» начинают испытывать друг к другу уважение только на войне. В учебке же они только тем и занимаются, что стараются покалечить или унизить ближнего. Понятно, что не все в порядке в наших доблестных Вооруженных силах. Дедовщина, воровство, алкоголизм и нищета. И в Чечне солдаты гибнут от рук врага, и в российских частях от своих. Но неужели именно на этом стоит делать упор в творчестве? Что для нормального функционирования армии нужна война, знают все. Бондарчук говорит нам, что война нужна мужчинам, чтобы быть людьми. Прапорщик Дыгало, жертва афганского синдрома, издевается над пацанами, бьет их руками и ногами, но время от времени романтично закатывает глаза и жутко расстраивается, когда рота отправляется на войну. Пришел школьник в кинотеатр и понял: от армии, в которой все носят полуоскорбительные клички наряду с погонами, нужно «косить». Победы бывают разные На общем фоне, который очень дорого обошелся создателям, потрясающе смотрятся актеры. Отечественное кино всегда выезжает на индивидуальных талантах: убери Мироновых, Никулиных, Янковских, Смоктуновских из любимых фильмов, и вся любовь куда-то испарится. В «9 роте» наилучшим образом проявили себя как молодые - Алексей Чадов, Артур Смольянинов, Иван Кокорин, так и зубры российских экранов - Станислав Говорухин, Александр Лыков, Михаил Ефремов и другие. Наблюдать за их игрой - настоящее удовольствие. Сам Бондарчук очень старательно и живо исполнил одну из ролей. Напомню: главных героев нет. Поэтому карты в руки получили все актеры «9 роты». А режиссеру оставалось следить за тем, чтобы никто не тянул на себя одеяло зрительского внимания, и, надо сказать, ему это удалось. Персонажи запоминаются. А добиться этого в киноленте, где их много, совсем непросто. Пожалуй, это одно из главных достоинств фильма Бондарчука. Что касается картинки, то в этом плане мы наконец-то достигли мирового уровня. Война в «9 роте» вполне сравнима с баталиями в «Спасти рядового Райана» и «Падении Черного Ястреба». Солидная массовка тоже делает свое дело - война действительно похожа на настоящую, причем с этим соглашаются те, кто реальную войну повидал. Продюсерские деньги потрачены не зря, и рекордные сборы это только подтверждают. В целом, «9 рота» - это качественное и профессиональное кино, которого, к радости публики, в России становится все больше. Фильм кончается выводом войск из Афганистана. Это символично: погибшая рота завершает список потерь в этой войне. И ничего, что на самом деле все было не так. Массовое кино не должно основываться только на фактах, иначе никто не станет его смотреть. Пацаны гибнут в неравном бою за Родину, которая не предавала их: просто иногда государство требует жертв. И девятая рота приносит эти жертвы, не спрашивая, кому и зачем это надо. Некогда им спрашивать. Когда выходишь из зала, хочется сказать Федору Бондарчуку спасибо. Поблагодарить за то, что напомнил о десяти годах в истории нашей страны, о ветеранах Афганистана, которые есть во всех ее уголках. Напомнил о том, что именно они шли под пули за геополитические интересы государства так же отчаянно, как их отцы под Сталинградом. И даже если режиссер преследовал совсем другие цели, например, в очередном приливе пацифизма продемонстрировать кровавую бойню, то спасибо все равно. Слишком редко раздаются дружные аплодисменты в залах кинотеатров, тем более если они причитаются забытым победам. Победам, которые все давно привыкли считать поражениями.

Возрастная категория материалов: 18+