Просто редкий продюсер принесет дополнительные финансы в жертву режиссерским изыскам, если можно обойтись и без них. Гораздо сложнее сделать жесткий психологический триллер, еще более интересный и напряженный, чем его предшественник. Еще труднее обмануть видавшего виды зрителя на той же, по сути, мякине, что и в прошлый раз, да еще так, чтобы он это оценил. Искусство внутри мясорубки «Пила» - одна из сенсаций года 2004-го, отчетливое напоминание аудитории, что захватывающее кино можно делать за небольшие деньги, без выездных съемок в экзотических странах и штата компьютерных виртуозов. Плюс не новое, но усовершенствованное слово в отношении жанра триллера. Слово жесткое, жестокое и, что самое главное, веское. О себе во всеуслышание заявили сразу и молодой сценарист Ли Уоннелл, и не самый опытный режиссер Джеймс Вон. А в Интернете долго еще блуждали восторженные отзывы критиков и зрителей: мол, надо же, под видом обычной мясорубки подсунули произведение искусства. Пусть крови в нем побольше, чем с полстакана, ну да кого же в наше время кровью от кино отпугнешь? Кино получилось и вправду качественное. Замешанная одновременно на классическом маньяк-сюжете и умелой игре в прятки со зрителем «Пила» не только пугает слабонервных до истерики, но и дает повод надеяться на то, что фильмы такого качества будут появляться чаще. Обидно, когда зрительская жизнь проходит в окружении тупого и прямолинейного ширпотреба. Не каждый ведь станет донимать работников видеопрокатов бесконечными заказами европейского альтернативного кино. И легче махнуть рукой на отсутствие фильмов Шванкмайера и Гринуэя, взять пару дисков с последними творениями фабрики огнестрельных грез и вечером запить их пивом. Разговоров о продолжении «Пилы» было не в пример меньше. И уже сейчас, до премьеры триллера в российском прокате, мнения тех, кто посмотрел его благодаря неусыпной бдительности пиратов, резко разделяются. Одни усматривают в сюжете множество нестыковок и ляпов, другие клевали носом в середине, но львиную долю зрителей, я уверен, снова обвели вокруг пальца. Ну и напугали тоже. Наверное, свою роль сыграло привычное недоверие ко вторым сериям, плавно перетекающее в предвзятость. Тем не менее «Пила-2» с четырехмиллионным бюджетом за первые недели американского проката собрала в двадцать раз больше. Калькулятор в таких случаях определенно не требуется. Шоу не меняет декораций Сумасшедший серийный убийца по прозвищу Конструктор, так и не попавшийся в руки закона в первой части, вернулся. Чтобы со слоновьим спокойствием сдаться полицейским, пребывающим в уверенности, что это их заслуга. На самом деле Конструктор затеял очередную чудовищную игру на выживание, количество счастливчиков в которой определено задолго до начала. Равно как и число обреченных на жестокую гибель. Примерно так выглядят аннотации ко второй «Пиле», в изобилии рассеянные по Интернету. Хотя для тех, кто видел и оценил первую часть, они не представляют абсолютно никакой ценности: фильм все равно не в пример глубже и интереснее. Сценарий написал все тот же Уоннелл (а как же, собственное детище нужно растить самому). Тем более что авторов, способных написать настолько же напряженное продолжение страшной истории, надо еще днем с полицейскими фонарями поискать. Режиссер сменился - его место занял Даррен Лин Бусман. Но стиль предшественника он выдержал мастерски. Да и отсылок к первой части в фильме полно, то есть тем, кто ее не видел, до конца все не понять. Картинка все такая же обманчиво сырая и грязная, зато атмосферу происходящего передает лучше всего. Показывать все эти жуткие помещения без адреса, где просыпаются перепуганные люди с провалами в памяти, надо именно так. Их восемь человек, они не знакомы друг с другом, не знают, где и за что находятся и что вскоре им предстоит пережить (а кому-то и не пережить) очередную задумку Конструктора. Конкурсы и загадки будут жуткими и опасными, жизни - недолгими, а конечный результат - совершенно непредсказуемым. Участники шоу, которое смотрит состоящая сплошь из полицейских аудитория, начинают осторожно знакомиться, а все таймеры уже приступили к обратному отсчету... Все, началось, не забудьте убедиться, что дети заснули. Нетипичный маньяк Конструктор - какой-то необычный маньяк. Предвосхищая саркастические реплики вроде: «Где это автор имеет честь встречаться с обычными маньяками?», объясню - в кино. Образ, который, похоже, обеспечил себе вечное существование на экранах кинотеатров, к сожалению, становится собирательным. Убивая, он наказывает. (список грехов, карающихся смертью, можно узнать в фильме «Семь» и сериале «Каменская». Хотя лучше, несомненно, в фильме.) Наказывая, он хочет, чтобы его поймали, и оставляет подсказки. Перед арестом или смертью обязательно отправляет на тот свет пару-тройку людей, уже ни в чем не повинных, от чего всякое трепетное уважение к нему теряется. Жертвы устами отечественного дубляжа предсмертно называют серийного убийцу «больным ублюдком». Что ж, имеют право в свете происходящего. Герой «Пилы», если можно называть героем мясника, скорее, врет окружающим, что им движет чувство справедливости, чем верит в это сам. Нет, он, безусловно, нездоров психически, но на ясности сознания это не отражается. Сравнивать его с истеричным Баффало Биллом из «Молчания ягнят» не придет в голову никому. Но и с доктором Лектером, который обожает собственную жизнь, тоже. Смертельно больной банальным раком, Конструктор изощренно мстит здоровым ближним, якобы предоставляя им выбор между жизнью и смертью, которого лишен сам. На самом деле альтернатива сомнительная, да и сценарий переписывать некому. Впрочем, на то беспредельная воля сценариста. Жизнь тоже часто наказывает за будущие поступки авансом, провоцируя таким образом еще не провинившегося человека. Изрядная часть знаменитых американских серийных убийц целью своих ужасающих деяний ставила именно быструю славу. Хитроумных планов эти бравые парни не придумывали, а просто стремились разрядить обойму в первых встречных соотечественников, поднять руки, чтобы копы не стреляли, и дальше просто наслаждаться содержанием заголовков... До встречи с самым известным видом стульев на свете. Известность Конструктору ни к чему. Для подобных желаний он слишком хладнокровен. Скорее, этот персонаж напоминает афериста, кропотливо высчитывающего ход действий своих жертв и испытывающего истинное удовлетворение не столько от заработка, сколько от того, что все получилось. Разница в том, что обманутые вкладчики в нашем случае обратиться к защитникам правопорядка не смогут. Возможно, их никто и никогда уже не найдет. Наедине с собственными страхами Середина второй «Пилы» действительно немного скучновата. Пока Конструктор ведет довольно - таки унылую беседу с главным героем фильма, полицейским Эриком, а запертые в безымянном доме люди теряют контроль над собой, зритель может и затосковать. Но это оправданно - тем неожиданнее будет концовка. Скорее всего, авторы прекрасно осознавали, что балансируют на краю, но сочли этот риск необходимым. И вообще, напряженность фильма не обязательно достигается космическим количеством отнятых жизней или погонями в полумраке. Отвлекать аудиторию от главного можно не только происходящим на экране. Например, дать зрителю немного времени на размышления в духе «почему латиноамериканец так подозрительно агрессивен» или «при чем тут вообще эти восемь человек». А потом хорошенько раскачать ведро с ледяной водицей и плеснуть в зал. Пускай потом прикидывают, насколько смехотворны были догадки и предположения и как же это нас опять запутали. В принципе довольны останутся все. Авторам за профессиональное исполнение талантливой идеи причитается справедливо высокий гонорар. Зрители не пожалеют денег, потраченных на по-настоящему страшный и серьезный фильм, поделятся впечатлениями да и разойдутся себе... Продолжать жить в мире, в котором ничего подобного этому зрелищу наверняка никогда не произойдет. Доволен останется и не единожды отмщенный маньяк, как и всегда, добившийся своего. И еще один человек, правду о котором зритель узнает в аккурат перед титрами. И чем не шутит Ли Уоннелл - вероятно, третья «Пила» когда-нибудь выйдет в прокат. Какой она будет, зависит только от съемочной группы. Но никто не против еще раз остаться в темноте наедине с собственными страхами, если это зал кинотеатра. Наоборот, ждем с нетерпением.

Возрастная категория материалов: 18+