Иногда они показывают нам, что исторические факты гораздо ужаснее учебников. А еще - что иногда историю вообще никто не спрашивает, что она там терпит или нет. Дети с оружием в руках Все прекрасно знают, что означает слово «гитлерюгенд». Некоторым понятно, что именно эти пацаны падали под неминуемым огнем советских орудий на защите Берлина. Кое-кто может еще вспомнить юнкеров, навсегда оставшихся на широких лестницах Зимнего дворца. Так или иначе, дети постоянно гибли в человеческих войнах. В качестве жертв, в качестве участников - кто теперь знает? В СССР пионерские дружины называли именами погибших юных героев, и это ни у кого не вызывало особого отвращения. В советских фильмах на тему Великой Отечественной подросткам ничего не стоило выстрелить в полицая или поджечь сарай с запертыми в нем врагами. Неуловимых мстителей и сегодня показывают по телевизору. Но все дело в том, что современный мир навсегда, похоже, утратил способность видеть романтику в крови и героизм в расстрелах. Нам достаточно ежедневных новостей, чтобы понять, что мир жесток. Именно жестокость и становится чуть ли не красной линией отечественного кинематографа. Не кетчуповые голливудские ходилки-стрелялки, давно утратившие свою привлекательность в шумном потоке блокбастеров. Не европейские фильмы с претензией на настоящее насилие, так или иначе упирающиеся в собственную значимость или в самооценку режиссера. Чуть ли не документальная хроника жестокости свойственна именно российским фильмам - это, знаете, когда хруст костей, падения с высоких этажей или просто массовая драка сопутствуют высоким моральным принципам, которые автор стремится донести до зрителя. Зрителя, безусловно, тошнит от продемонстрированных сцен. Но, по всей видимости, ему это необходимо. То, что ему показывают в криминальной хронике, быстро становится скучным: нет там никакой художественной жилки, сплошная документалистика, снятая к тому же плохим оператором. Другое дело - настоящий профессиональный подход. Вечером после сеанса Фильм «Сволочи», вышедший на российские экраны, вызвал у многих отрицательные эмоции. С одной стороны, бесконечное зло, с другой - выпад в сторону хрестоматийной истории, с которой страшно даже пыль-то стряхнуть, не говоря уже о переписывании. «Не было в СССР лагерей для воспитания подростков-убийц!» - озмущается эрудированный посетитель кинозала. «Как можно показывать такие ужасы!» - вторит ему сентиментальная супруга. Но рядом всегда тихо покуривает третий, которому нет никакого дела до исторической достоверности. К тому же он прекрасно понимает, что кино в качестве альтернативы реальности - один из наиболее преимущественных вариантов. Никто ведь не умирает взаправду. На самом деле, по-настоящему умирают. Кино есть способ передать не только мироощущение режиссера, но и объективную реальность, не откладывая ее на потом. Когда советским зрителям показали «Иди и смотри», журнал «Советский экран» получил неимоверное количество почты. Мнения были самые разные: читатели говорили о неоправданной жестокости фильма, критиковали особо реалистичные сцены или поднимали руки в приветствии новому времени. Все они сходились в одном: посмотрели это кино. «Сволочей» тоже посмотрят. Даже возьмут в прокате, чтобы еще раз попытаться ощутить себя в совершенно непривычной обстановке - там, где надеяться нельзя даже на самого себя. Там, где из неблагополучных детей делают профессиональных диверсантов. Там, где любые условия диктует война. Все по правилам - за свои поступки, причинившие некий вред государству, ты должен расплатиться собственной кровью. А то, что государство -вампир, не должно вызывать никаких необъяснимых страхов. С ролью главного героя режиссер поступил, руководствуясь старой доброй схемой «никому не известного мальчика». Актер Сережа Рыченков действительно остался без родителей и воспитывался в детдоме. Кто знает, как теперь повернется его судьба? Один из мальчиков, снимавшихся в фильме, участвовал до этого в записи одного из выпусков «Ералаша». Что это за школа молодого артиста, понимает всякий. А тем не менее роль в дорогом масштабном кино и появление на широких экранах есть гарантированный успех в будущем. Известных актеров в этом фильме вообще минимум. Панин и Краско, конечно, успели заслужить хорошую репутацию, но их как-то намеренно прячут именно за подопечными. Подопечные сплевывают на пол, грубо ругаются и вообще ведут себя отвратительно. Действительно, трудно представить, чтобы из этих малолетних отморозков делали убийц-профессионалов. Может, и не делали вовсе? Фильки и Амельки «Еще накануне показа ФСБ РФ выступило с официальным опровержением фактов, положенных в основу фильма, в котором рассказывается о некоей детской диверсионной школе, созданной НКВД в Алма-Ате из беспризорников и трудных подростков с уголовным прошлым, которым якобы была уготована судьба камикадзе», - комментируют фильм информационные агентства. Конечно, не было. Можно официально опровергнуть и книгу «Ночевала тучка золотая», и «Странников», и вообще разрушить республику ШКИД. Можно сколько угодно перекладывать со стола на стол документы с подтверждением расстрелов беспризорников после Первой мировой. Более того, все эти Фильки и Амельки, давно превратившиеся в прах, никому не были родственниками, знакомыми или даже друзьями. Они были всего лишь жестокими, безрассудными и способными на любой отвратительный поступок детьми, которым не успели объяснить, что хорошо, а что не очень. Так или иначе, расплачиваться за собственные, пусть и неразумные деяния им пришлось здесь, на Земле. В фильме Александра Атанесяна - в специальном подготовительном лагере. «Сволочи» сняты по достаточно скандальной повести Владимира Кунина с одноименным названием. Автор утверждает, что был в этом самом лагере, в который набирали беспризорников для борьбы с тем самым подразделением альпийских стрелков «Эдельвейс». Их учили метать ножи с большого расстояния, пользоваться горными лыжами и взрывать лавины. Дотошные сотрудники архивов после показа фильма обнаружили и огласили интереснейший факт: подобные диверсионные школы действительно существовали, вот только обучали в них пленных советских детей немцы. Эта информация активно используется в противовес фильму. Мол, авторы «Сволочей» нагло переврали историю, выставили НКВД в самом невыгодном свете (как будто остались еще причины для уважения этой организации) и вообще сняли лживое кино, по своей неправдоподобности превосходящее даже «9 роту». С вышеназванным блокбастером Федора Бондарчука «Сволочей» связывает многое. Начиная от тематики бросания неопытных детей в самое пекло взрослой бойни, заканчивая заглавным постером - что называется, найдите десять отличий. Вроде бы и бессмысленность войны авторами отражена, и совесть опальных командиров, и свинство особистов. А вот нет. На самом деле главные герои фильма - действительно сволочи. Это элементы общества, которые вряд ли нашли бы в себе хоть каплю патриотизма в условиях мирного времени. И совершенно очевидно становится, что смывать вину кровью - единственный правильный выход для них, успевших оставить за собой кровавый след на жизненной тропе. Жалость, которую они могли бы вызывать, они же сами и ткнули самодельным ножом в бок в переулке. А она все равно выжила. Выжила, потому что нет на самом деле никаких обоснованных причин для массового убийства еще не сформировавшихся организмов ради определенных целей. Любая жизнь важна и неприкосновенна. Но именно детская жизнь вызывает истерики у зрительниц и сжимание кулаков у зрителей. Именно эти цветы жизни заслуживают прощения и сочувствия, будь они хоть пионами, хоть чертополохом. Этот фильм не станет вторым «Иди и смотри». Этот фильм не получит сборов, сравнимых с «9 ротой». Но посмотрите вокруг, загляните в глаза бегущему по улице малышу. Никто не заслуживает такой судьбы, какая досталась героям фильма. Никто из них не хотел умирать. Слишком рано.