Для этой цели была организована специальная комиссия по выработке правил избрания городского общественного управления, куда вошли представители разных сословий. Для полного представления о городском обществе, о том, каким хозяйством предстояло управлять, комиссия собрала сведения о постройках, торговле, ремеслах, городских землях, предполагаемых доходах. Кто такие гласные Было установлено обязательное количество гласных: от потомственных дворян, личных и почетных граждан - 10 человек, от духовенства - 5, от податных сословий (купцов, мещан, цеховых, крестьян, а также отставных нижних чинов) - 30. Всего 45 человек, которые составляли совещательную Думу. Она собиралась на заседания ежемесячно и осуществляла контроль за работой распорядительной Думы. Для решения вопросов, не терпящих отлагательства, совещательная Дума проводила экстраординарные заседания. В ее ведении находились общие вопросы управления: выборы должностных лиц и контроль за их работой по исполнению «приговоров»; прием и увольнение членов общества; составление ревизских сказок; раскладка податей, рекрутство; содержание в исправности дорог, мостов в черте города; охранение принадлежащего городу имущества и распоряжение им с целью извлечения доходов; взимание сборов и расходование; изыскание средств на покрытие городских нужд в случае непредвиденных расходов. Гласные отводили усадебные места под дома и продавали их с торгов, контролировали постройку домов, устраивали переправу через реки Амур и Зею, следили за сооружением тротуаров, установкой фонарей, будок. Но во главу угла ставились вопросы безопасности (устройство пожарной команды и приобретение пожарных инструментов), обеспечение связи с другими регионами России (содержание почтовых караулов), развитие торговли и просвещения (наблюдение за правильностью торговли, учреждение школы первоначального обучения). Совещательная Дума составляла подробную смету городских доходов и расходов. В случае недостатка «обыкновенных» доходов гласные изыскивали другие средства, изложив их подробно в своей смете (ее пересмотр допускался в течение года). Потому совещательная Дума имела право дополнять смету и изменять ее, «сообразуясь с обстоятельствами». Суммы, оставшиеся в конце года, употребляла по своему усмотрению общая Дума: разрешалось создавать местные банки для выдачи ссуд под залог жителям, помещать деньги в кредитные учреждения для «приращивания в процентах». Делопроизводство в Думе возлагалось на особого секретаря. Судя по архивным документам, эту должность исполняли исключительно мужчины, при этом очень аккуратно. За все в ответе городской голова Избранный общей Думой городской голова был главным уполномоченным от всего городского общества в хозяйственном и полицейском отношениях. На эту должность назначались сроком на один год лица не моложе 25 лет, имеющие недвижимое имущество в городе, оцениваемое в 1500 рублей, или доходы от чего-либо в таком же размере. Городской голова председательствовал и в распорядительной Думе. По его предложению могли назначаться особые временные комиссии гласных или отдельные лица по исполнению обязательных «приговоров». Ему вменялось в обязанность выходить в общую Думу с предложениями о различных нуждах города, обеспечивать лично исполнение «приговоров» Думы. Занятия городского головы по хозяйственной части были обширны: отвод участков земли под дома, фабрики, заводы, отдача с торгов городских земель и покосов; присутствие на оценочных комиссиях; проверка торговых прав лиц, промышляющих в городе; контроль за деятельностью должностных лиц. Он же отвечал за общественные деньги: принимал, хранил и расходовал (на основании «приговоров») все суммы, поступившие от городских сборов, а в случае растраты или иных противоправных действий подвергался суду в соответствии с законом.

Возрастная категория материалов: 18+