Местные обязательно порекомендуют его гостям города, а те, кто приезжает в Зею не первый раз, уже хорошо знают туда дорогу. Краеведческий музей в городе открыли еще в 1965 году. И поначалу экспозиции, посвященные амурскому золоту, находились там. Но со временем коллекция разрослась, и появилась идея создать специальный музей, ведь история развития золотодобывающей промышленности области не имеет аналогов. Старший научный сотрудник музея Надежда Ильина и ее юная симпатичная помощница Саша Кошеленко встретили нас у входа. Здесь так принято: традиция, которую можно увидеть только в не испорченной цивилизацией провинции. - Это наш новый экскурсовод, - тепло улыбнулась Надежда Даниловна. - Смена моя растет. Вот выучится, и передам ей музей: в надежные молодые руки. Пятиклассница Сашенька - озорная, подвижная, по-детски непосредственная, с чувством юмора, «самокритикой» и забавными «взрослыми» суждениями - поразила целеустремленностью. В отличие от большинства сверстников, грезящих «огнями большого города», прикипела к истории своей маленькой родины. Сейчас каникулы, и в музей Саша приходит каждый день: изучает запасники, осваивает искусство экскурсовода. А рассказать хранительницам музея есть о чем. Здешние экспозиции уникальны. Таких раритетов не увидишь больше нигде. Экспонаты музея собирают всем миром: свой вклад в пополнение экспозиций вносят артели, геологи, местные жители, потомки первых поселенцев. На стене напротив входа - большая карта области, датированная 1908 годом. На ней черной тушью, которая практически не выцвела от времени, скрупулезно отмечены все «золотые» места - прииски. Рядом подборка старинных черно-белых фотографий. - Это Романовская набереж-ная, - рассказывает Саша. - Назвали ее в честь 300-летия дома Романовых. В 1928 году в городе было очень сильное наводнение. И набережная, и все окрестные улицы были затоплены водой... А вы нашу церковь видели? - внезапно прерывает рассказ девочка. Отступление от «темы» вполне оправданное. Местная церковь, маленький шедевр деревянного зодчества, построена в середине 90-х годов прошлого века на месте старой, погибшей во время наводнения. Вместе с музеем они образуют своего рода исторический и духовный центр города. Здесь даже аура своя, особая: дух времени. О реалиях сегодняшнего дня напоминает лишь маленькая белая табличка на дверях храма: посетителей просят отключить мобильные телефоны. ...До революции в музейном особнячке размещалась китайская закусочная: иностранные граждане с противоположного берега Амура наравне с первопроходцами вносили вклад в развитие Амурского края. Среди экспонатов музея - китайский тазик для промывки золота. Правда, смеется Надежда Даниловна, экскурсанты из Поднебесной (тоже нередкие гости музея) каждый раз вносят поправки: утверждают, что правильно посудина называется лотком. К слову, уживались в те времена представители разных национальностей по большей части мирно. В архивах сохранился только один случай «межнациональной» розни - когда ночью хунхузы вырезали 200 наших старателей. Говорят, причину конфликта полиция так и не нашла. Экспонаты музея разместились в двух небольших залах. Ключевая идея - история золотодобычи - искусно окружена умело подобранными «аксессуарами» городской жизни и быта на рубеже веков. Жизненный путь каждого предмета Надежда Даниловна знает до тонкостей. Рядом с картой, в алькове - фрагмент домашнего интерьера старой избы. Вышитый украинский рушник, «зингеровская» швейная машинка, тульский самовар, американская мясорубка с фирменным «лейблом» «America», зеркало в резной раме - все это сотрудникам музея подарили местные жители, потомки переселенцев. Ведь здесь заселялись не только прииски, рассказывает Надежда Даниловна, строилось много обычных поселений. Орудия труда старателей представлены как в натуральном виде, так и в макетах, с хирургической точностью повторяющих оригиналы: шахтовый копер, кулибинка, горный комбайн использовались для промывки золота. Есть здесь черпак для паромной добычи (был, оказывается, и такой способ), фрагменты ручного бура «Эмпайр»... Оригиналы приносят местные жители: исторические находки до сих пор встречаются на огородах в старых районах города. Часть макетов изготовили умельцы с прииска «Октябрьский». Кожаный мешочек - тулун - музею подарил местный старатель. А для чего он использовался, подробно описала в своей книге известная советская писательница Коптяева. В таких мешочках хранили золото - для большей надежности их носили на шее. Окованный сундук для перевозки драгоценного металла, изготовленный еще в 1912 году, принадлежал хозяину слесарных мастерских Коротыгину, уроженцу Санкт-Петербурга, сосланному сюда на поселение. Реликвию передала музею местная жительница, у которой он каким-то чудом сохранился. - Судя по якорю, - говорит Надежда Даниловна, - это судовой сундук, который, возможно, использовался для перевозки золота на речных судах. В домашних архивах потомков хранится еще немало интереснейших экспонатов, относящихся к началу двадцатого столетия. Их обещали подарить музею: по случаю его пятилетия здесь ждут внучку Коротыгина, живущую в Хабаровске. Увлекательные рассказы Надежды Даниловны и Саши укрепили в мысли, что маленький амурский город в начале прошлого века был буквально наводнен купцами высоких гильдий и золотопромышленниками. Отдельная фотоэкспозиция посвящена династии Межевых. Глава рода, Михаил Межев, тоже имеет непосредственное отношение к золотопромышленности: зейский купец профессионально занимался извозом, имел в распоряжении 300 лошадей и брал подряды на доставку грузов на прииски. В Зее в первом историческом доме до сих пор живет правнучка основателя династии. Старожилы помнят и семейство купца, судовладельца и золотопромышленника Опарина. Судя по дошедшим до наших дней сведениям, он был известным в городе меценатом, попечительствовал трем учебным заведениям. И вообще слыл человеком доброжелательным и щедрым. А чуринский магазин, отреставрированный под «старину», до сих пор стоит на своем «законном» месте. - Все они были патриотами своего края, очень много сделали для развития города, поэтому их до сих пор вспоминают добрым словом, - говорит хозяйка музея. Полукруглая панорама на темы старательской жизни, выполненная в пастельных тонах, подарок известного хабаровского художника Александра Сучкова, который, кстати, в свое время оформлял и областной краеведческий музей. Американская подборная лопата, до сих пор сохранившая свои «паспортные» данные («Washington, 1918»), кайло 1912 года рождения, лотки для промывки золотого песка воссоздают картинку повседневного старательского быта. Рядом - посеревший от времени заявочный столб, своего рода «юридический документ», свидетельствовавший, что место занято. (Не исключено, что отсюда и вошло в обиход популярное нынче «застолбить»). Таких столбов на территории района были сотни. Многие уже разрушились, а этого долгожителя в 250 километрах от Зеи нашли и передали в музей геологи. Венчает экспозицию громадное чучело орла: коренной житель зейской тайги - тоже символ. В застекленной витрине - керамические сосуды пивоваренного завода «Зейского товарищества», пломбы, монетки, разнокалиберные «винчестерские» пули: чем не Дикий Запад? Вот эта любопытная штучка, оказывается, мера массы золота, равная 24 золотникам. - А это обменная смола для притягивания золота, - показывают наши экскурсоводы. - Ее изготавливают на Украине. В музей чудо-смола прибыла с Покровского рудника: технологию до сих пор используют в золотодобыче. Сто лет назад драгметалл перевозили в сейфах со специальными прорезями. Нас, избалованных супернавороченной электроникой, сейф поразил своей наивностью и хрупкостью. Предкам же это чудо инженерной мысли казалось вполне надежным хранилищем. Кстати, золотосодержащие руды возили тогда на верблюдах. Огромный караван Верхне-Амурская компания доставила из Монголии. Старатели ценили жителей пустыни за выносливость и впрягали в сани как обыкновенных лошадей, о чем свидетельствует коллекция старых фотографий. Старожилы вспоминают, что в частных владениях верблюдов держали вплоть до середины прошлого века. Костюм эвенкийского шамана - экспонат в музее тоже неслучайный. Аборигены частенько подрабатывали у старателей проводниками. Равнодушные к «золотой лихорадке» , они нередко подсказывали места, где можно было найти крупные самородки. Обязательный атрибут каждого уважающего себя краеведческого музея - местные легенды. Саша Кошеленко знает их во множестве. Благодаря талантливой рассказчице экзотические названия Тукурингра, Мая, Сактакан стали понятнее и ближе. Персонажи эвенкийского фольклора воплотились в названиях рек, притоков, ручьев... Солидная часть истории амур-ской золотодобычи отражена в книгах и буклетах, изданных в разные годы: в музее на эту тему собрана уже приличная библиотека. Здесь есть даже путеводитель частного старателя и кладоискателя, в котором даны методические рекомендации, как правильно искать золото. Последнее приобретение - красочное издание «Золотые россыпи Дамбуков» Вячеслава Голобокова и Лидии Лебедевой. Книга посвящена еще одному юбилею -130-летию нашей золотодобывающей отрасли.

Возрастная категория материалов: 18+