Фото: Архив АПФото: Архив АП

С кодовым названием «Север»

Дом заключения (домзак) в Рухлово появился только в 1920-м, во времена Дальневосточной республики. Комплекс деревянных зданий располагался в центре города, в 400 метрах от железной дороги. В 1935 году Рухловский домзак был переименован в тюрьму Зейского областного УНКВД, затем в Сковородинскую тюрьму УНКВД по Читинской области. Как и по всей стране, тут будут расстреливать «врагов народа». С 24 июня 1941-го личный состав тюрьмы был переведен на казарменное положение. Пределы тюрьмы в вечернее время могли покидать только вольнонаемные уборщицы и повара. В целях самозащиты из состава надзирателей были созданы пулеметная, гранатометная и противопожарная группы. Вскоре были организованы четыре звена: охраны порядка и наблюдения, пожарное, противохимическое и медико-санитарное. Проверяли наличие заключенных дважды в сутки: в 10 и 22 часа.

Призыв военнообязанных в ряды РККА привел к тому, что в трех дежурных сменах тюрьмы осталось всего по шесть человек. При лимите тюрьмы в 130 заключенных в 1947 году численность доходила до 200 человек. Проблему скученности несколько разрешило строительство нового здания, но оно просуществует всего десять лет. А когда в 1958 г. тюремное учреждение было вынесено за пределы города и расположилось в комплексе зданий бывшего детского дома, то пришло настоящее раздолье, правда, с шестиметровой тесовой оградой.

Режимный корпус с кирпичными стенами имел 13 общих и 2 маломестные камеры, рядом находились постройки: дом административного персонала, бензохранилище, а также гараж, баня, дом привратки, конюшня, собачник. Тюрьма имела свой участок дровозаготовок на 16 км Рейновской железнодорожной ветки. Но были и существенные недостатки: вместо больницы работал лишь стационар на три койки. Канализация отсутствовала, и заключенных приходилось выводить по нужде из камер. Вода была привозной, а сточные воды сливались в марь реки Большой Невер.

После смерти Сталина из Сковородинской тюрьмы к середине года было освобождено 47 человек. И началась череда преобразований: это учреждение относилось то к УМВД по Амурской области, то Амурскому облисполкому. В ноябре 1963 г. Сковородинская тюрьма была переименована в следственный изолятор, получив кодовое название -учреждение «Север». К концу семидесятых годов СИЗО N 2 в Сковородине прекратил существование.

Завернутые в тряпье младенцы

Когда в 30-е годы в отдаленные уголки страны насильственно выселяли кулаков, большим подспорьем большевикам стала построенная при царе-батюшке Амурская железная дорога. В нашу область пошли спецвагоны из Средне-Волжского края, Белоруссии, Татарстана. В 1930—1931 годы в Дальневосточный край было выселено 2 922 семьи кулаков. В список 26 районов края, объявленных Совнаркомом зонами сплошной коллективизации, одним из первых попал Зейско-Алданский округ, центром которого было Рухлово. В конце 1931 года в город и его окрестности начали прибывать первые спецпереселенцы. Спецпоселки для бывших кулаков мало чем отличались от концлагерей. Спецконтингент работал на золотодобыче, а затем и лесозаготовках. Первыми поселками спецпереселенцев на территории Рухловского района стали прииски Ольдой, Стрелка, Нил, прииск (рудник) имени Кирова, поселки Бушуйка, Ларинский (бывший Большой Невер). Жили заключенные в самом Рухлове.

Проверяя осенью 1931-го поселки спецпереселенцев Дальлага, заместитель начальника УНКВД по Дальневосточному краю Улыбышев сообщал: «Общее состояние спецпереселенческого дела... преступно безобразно... Выборы мест для поселков производились и производятся без всякого учета абсолютно необходимых на данный счет условий — на голых камнях, вечных топях и марях, на абсолютном безлесье или безводии, а в целом, в местах для поселения абсолютно невозможных... И, как следствие такового «строительства», уже ряд намеченных и частично построенных поселков забракованы (Зея, Рухлово). Расселение по баракам спецпереселенцев крайне скученное. Средняя площадь 1,6 м на человека, местами значительно меньше. Размещение по нарам больше чем уплотненное — кое-где по полторы четверти на человека. Всякие грани семьи, пола, возраста уничтожены. Спят, что называется, вповалку. Воздух отвратительный!.. Насекомые самых разнообразных пород и сортов везде и повсюду... Продовольственные запасы на местах крайне незначительны... Частичное общее недоедание имеет место исключительно у многосемейных, имеющих одного, а иногда и не одного нетрудоспособного. Снабжение таких семей по нормам нетрудоспособных явно недостаточное, и в части их жалобы на малый паек вполне обоснованные. Мануфактура кое-где (Соловьевское смотрительство) не выдавалась с апреля. Потребность в промтоварах очень большая, особенно для белорусов и украинцев, которых привезли в нашу область практически раздетыми. Среди последних есть семьи, где часть детей ходят совершенно голыми, а новорожденные ребята завертываются в тряпки, сделанные из юбок матерей. Уже сейчас, по не вполне точным данным, до 16 % трудоспособных не могут из-за отсутствия теплой одежды и обуви работать»...


Продолжение:

Тюремная история Сковородина/ Часть2

Тюремная история Сковородина/ Часть3

Возрастная категория материалов: 18+