Недавно в тубдиспансере умер малыш. Мама-студентка приехала на сносях из Санкт-Петербурга в Зейский район, родила и оставила сына бабушке. Все эвенкийское семейство болеет туберкулезом. В диспансере выяснилось, что у малютки ко всему прочему СПИД. Разыскать мать малыша так и не удалось, как и сбежавшую в свое время мать Саши. Сколько ему еще осталось «радоваться жизни» в инфекционном боксе, неизвестно. Единственный в России детский дом для ВИЧ-инфицированных детей под Санкт-Петербургом, куда несколько лет назад поместили первого в области ребенка, больного СПИДом, уже переполнен.

— Мы туда звонили, но нам сказали: все дети, рожденные от ВИЧ-инфицированных матерей, если родные от них отказались, должны воспитываться в том же регионе, где им установлен диагноз, — сообщила зам. главврача центра СПИД Ирина Лакоценина. — Специализированные группы созданы в детских домах во Владивостоке, Хабаровске. А у нас в Приамурье таких пока нет.

Недавно медперсонал отделения, где лежит двухлетний Саша, «обрадовали»: наконец-то объявилась его мама. Скоро она явится в больницу. Но не для того, чтобы забрать сынишку. Молодая женщина ложится на обследование с очередной малюткой. Теперь у Саши появится еще и сестричка. Скорее всего, местом «прописки» и этой крохи тоже станет «инфекционка». А что дальше? Ни в самой больнице, ни в центре СПИД ответа на этот вопрос пока не знают. И не могут понять тех женщин, которые сознательно идут на смертельный риск ради сомнительной любви, обрекая и себя, и будущее дитя на смерть.

Впрочем, не все так безнадежно, если строго соблюдать определенные правила. Оказывается, для будущего ребенка наиболее опасен ВИЧ-инфицированный отец. «Поэтому беременная женщина должна сразу же прекратить все «постельные» контакты с ВИЧ-инфицированным партнером, если выяснился такой факт, начинать лечиться и регулярно определять количество вирусов у себя в крови, — пояснил заведующий кафедрой инфекционных болезней АГМА профессор Валентин Фигурнов. — Если оно минимальное, то есть шанс, что ребенок родится здоровым. Но таким женщинам нельзя рожать естественным путем — надо делать кесарево сечение».

Парадоксально, но есть семейные пары, где один из супругов заражен ВИЧ-инфекцией, а другой здоров. Зачастую же бывает: человек имел всего один половой контакт и сразу заразился. Почему так происходит? Это зависит от многих факторов, пояснила Ирина Лакоценина. От агрессивности вируса, состояния иммунной системы, которая может быть ослаблена хроническим заболеванием или банальной простудой, от пристрастий к насильственному, травматичному сексу. По официальным данным, сегодня в Приамурье насчитывается 268 ВИЧ-инфицированных. Из них 253 — впервые выявленные, и 15 человек прибыли из других регионов с уже установленным диагнозом. С учетом убывших на диспансерном учете стоит 147 человек, в том числе 23 находятся сейчас в местах лишения свободы. Но в реальности, по оценке самих медиков, эти цифры в три раза выше. До недавнего времени у нас лидировал парентеральный путь заражения ВИЧ, т. е. при внутривенном введении наркотиков, а теперь на первое место вышел половой фактор. Это особенно тревожит медиков.

— ВИЧ-инфекция выходит за группу риска, — говорит Ирина Лакоценина. — Раньше уязвимым контингентом считались только наркоманы, «ночные бабочки» да бомжи. Сегодня чаще стали болеть нормальные люди. Пропаганда в СМИ свободного образа жизни сыграла с нами злую шутку. Сегодня считается обычным иметь несколько половых партнеров одновременно, особенно в среде молодежи. Как только в центре получают оперативное донесение на ВИЧ-инфицированного, сразу проводится эпидемиологическое расследование — выявляются все контактные лица, а с пациента берут подписку о нераспространении иммунодефицитной заразы. И это все. Но еще ни один из больных СПИДом, который заразил другого человека — и даже не одного, не понес никакой ответственности за свое (не побоюсь этого сказать) преступление.

— К сожалению, проконтролировать этот процесс мы не можем, — говорят в центре СПИД. — Но скоро у нас в штате появится юрист, тогда начнем работать с правовой точки зрения более грамотно.

Но для того чтобы возбудить уголовное дело, необходимо заявление от противоположной стороны. Однако никто не хочет себя афишировать. По этой же причине умалчивают о своем диагнозе, когда попадают в другие лечебные учреждения, тем самым подвергая риску заражения других людей и прежде всего медперсонал. В свою очередь специалисты центра СПИД обязаны хранить тайну. И это не одна проблема, с которой им приходится сталкиваться. Почти все молодые люди приходят в центр СПИД в состоянии алкогольного опьянения — принимают на грудь для смелости.

Впрочем, заражение ВИЧ в большинстве случаев происходит тоже по «пьяному делу». «Позавчера здесь часа два рыдал молодой человек: полгода назад они с другом переспали с одной и той же женщиной. В результате тот заразил ВИЧ жену, а этот уже полгода не прикасается к своей и не просыхает с горя», — рассказали врачи. Таких «смельчаков» здесь выслушивают, но анализ не берут: чтобы он был достоверный, кровь надо сдавать в трезвом состоянии и только на голодный желудок. Хотя бояться нечего: при первой сдаче крови у вас не спросят ни паспорта, ни прописки. К сожалению, в другой раз многие не приходят...

Возрастная категория материалов: 18+