Если учесть, что главной их движущей силой является местами абсолютно слепое копирование успешных идей конкурента, которых он к тому же добился пару десятков лет назад. Обреченность соревнований класса «кто на пленку лучше снимет» очевидна. Иначе нельзя расценивать появление долгожданного «российского ответа «Чужим» под названием «Параграф 78», которое с недоумением встретили те, кто так его ждал. Основы маркетинга Ну а как не ждать? Первые отголоски надвигающейся раскрутки прозвучали очень давно, и гул, как ему и подобает, уверенно нарастал. И вот уже восторженный патриот нашего кино восторженно отбивает друзьям в ICQ, забыв о работе: «Скачал пиратский трейлер параграфа, Куценко жжот». А вот создатели фильма качают головами, «горько сожалея» о том, что такой секретный, почти как целая лаборатория, рекламный ролик просочился в Интернет. И громко объявляют, что, не желая отставать от старших товарищей из США вроде режиссера «Пиратов Карибского моря», сняли не один, а сразу два фильма, и намерены продемонстрировать их с перерывом в один месяц. Узнав об этом, обуреваемые жаждой наживы голливудские продюсеры должны были, по всей видимости, заламывать руки и восхищаться отчаянным человеколюбием российских коллег - они-то постоянно затягивают премьеру запасной картины как минимум на год. О том, что им не стоит так убиваться, чуть позднее. А пока факты. Факты, надо заметить, один другого интересней. В этом и состоит простая формула взаимодействия между автором и зрителем: умело поднятый ажиотаж, умноженный на заведомый обман, равен разочарованию в квадрате. Только посмотрите: в ролях Гоша Куценко, Владимир Вдовиченков, Михаил Ефремов, Станислав Дужников. Без комментариев. В качестве непременного атрибута нашего «кино для всех» последних лет - специально приглашенного поп-исполнителя - певица Слава, которую, оказывается, зовут Анастасия Сланевская. Это чтобы подогреть интерес сильной половины аудитории, которым певица запомнилась по двум (или трем?) клипам и одной фотосессии для мужского журнала. Плюс одиозная фигура Ивана Охлобыстина, который, собственно, и сочинил эту историю в стиле десант и даже является автором сценария на пару с дебютантом большого кино режиссером Михаилом Хлебородовым. Господин Охлобыстин, который, казалось, сделал в кино всех жанров даже больше, чем мог, и даже принял после этого духовный сан, как всегда, преподнес нам сюрприз. Спасибо, не ожидали. Ну и, конечно, грамотно сделанный трейлер (тот самый, украденный подлыми хакерами), состоящий в основном из взрывов, горящих обломков, замедленных падений человеческих тел и прочих боевых искусств. В общем, скорей бы, скорей. Чуть не забыл - потрясающий бюджет в десять миллионов долларов. Интересно, когда-нибудь уже мы перестанем этим восхищаться, и хоть кому-нибудь придет в голову хоть раз указать бюджет в отечественных денежных единицах? Звездный десант Заметим, что для сценария двух полнометражных фильмов создателям хватило одного рассказа Охлобыстина. Даже не повести. Если это и могло насторожить, то не сильно - мало ли, ну рассказ - вон «Война миров», например, вообще не то произведение, по которому снят блокбастер, известное дело, все в руках сценариста. Зато невиданная до сих пор в российском кинематографе история про группу десантников, заброшенных в секретную лабораторию, в которой творятся странные и страшные дела - то, что нам нужно. На дворе будущее - не очень далекое, судя по всему, потому что героиня Славы помнит, что лабораторию строили «еще при Путине», а ноутбук, в который вставляется флэшка, издает все тот же привычный звук. Да и производители пива за эти годы в России не изменились. Страны-лидеры, в число которых оптимистично входит РФ, публично договорились уничтожить к чертовой матери все ядерное оружие и жить в мире, а сами, как всегда, позапрятали стратегические запасы в тайники. Совершенно не хочется задумываться, зачем в этих же снегах находится секретная химическая лаборатория, в которой ставятся опыты на мышах, кошках и прочем зверье. Буквально сидящие на ядерной бомбе ученые изобретают какой-то вирус (прощаем, должен же в этом суровом мире кто-то изобретать вирусы, иначе десантники будут даром есть свой сухой паек) и по кошмарному стечению обстоятельств путают числа 16 и 18. В результате у них получается совсем не тот штамм, и все, каюк. В эфир летят непонятные радиосигналы, вражьи страны-лидеры, как око Саурона к Кольцу Всевластья, начинают пристально приглядываться к России: в общем, пора все взорвать и, насвистывая веселый мотив, притвориться, что ничего не было. Десантники, надо отметить, являются командой слаженной, профессиональной и работающей как часы. Почти. Потому что в самом начале фильма они в полном составе швыряют жетоны под ноги своему непосредственному командиру и старому другу (да, это Куценко), потому что он, видите ли, отдал приказ, из чего подчиненные сделали вывод, что он зазнался. Когда через пять лет спецы снова понадобились Родине, один из них уже сидел в тюрьме, другой его охранял, третий торговал легализованной (о, демократичная Россия!) марихуаной и запрещенными пауками, выделяющими ЛСД (чувствуется рука Охлобыстина), а четвертый вообще долгое время пил водку лежа в шезлонге на морском берегу. Потому что единственная женщина в группе - Слава - ушла от него к Куценко. Но ничего, собрались, подтянулись, полетели разбираться с вирусом. Дальше нас ждут опасные и загадочные коридоры подземной лаборатории, в которых ни к чему нельзя прикасаться, и везде написано «Не влезай - убьет». Впереди и первые встречи с зараженными учеными, тела которых аккуратно разбросаны по самым разным отсекам жилого помещения вроде душа или спальни. Впереди несколько выстрелов, один из которых даже попадет в человека, правда, в бывшего. Мы узнаем многие интимные подробности любовного треугольника Куценко - Слава - Вдовиченко, услышим до боли знакомое «застрелите меня» из уст вирусоносца, увидим, как «оно» залихватски скачет по стенам, и на этом в зале зажжется свет. Приехали, окончание в следующем номере. Шура, можете не пилить Товарищи, так делать нельзя. Кто бы из голливудских мастеров ни делил одну историю на две-три части, он хотя бы имел совесть постараться сделать каждую из них полноценным фильмом. Вторую серию зритель готов посмотреть потом только в случае, если он смотрит по телевизору «Место встречи изменить нельзя» и эта серия будет завтра в то же время. За месяц, который пройдет до второго пункта «Параграфа 78», большинству станет неинтересно. Даже те, кому все-таки интересно, что там будет дальше, предпочтут дождаться DVD с обеими частями сразу и спокойно вспомнить начало и посмотреть конец. Мало того, что авторы фильма повели себя равноценно говорящим игрушкам из передачи «Спокойной ночи, малыши»: хрю-хрю, Степашка, что же дальше случилось с крошкой-енотом? Об этом, Хрюша, и ты, и ребята обязательно узнаете завтра, а сейчас пора спать. Месяц. Мало того, что в трейлере, который рекламирует первую серию, практически вся бодрая нарезка взята из второй - стыдно сказать, но в «Пункте первом» из боевых сцен только драка воображаемо обнаженной Славы-Лисы с характерными качками в душе и мордобой, учиненный спецназовцем с говорящим именем Парик на бывшей работе. Вышеупомянутые выстрелы в счет не идут. Всего этого мало. Если подумать, нашему вниманию (и за наши деньги, плевать мы хотели на их десять миллионов, могли бы и поумнее ими распорядиться) предлагается не очень интересный, а местами просто скучный фильм, в котором единственным преимуществом является работа оператора. Сергей Козлов даже в настолько скудной на напряженные сцены картине продемонстрировал по-настоящему впечатляющее искусство, способное вселить хоть какой-то оптимизм. Все остальное - псевдозолотые гири миллионера Корейко. Режиссер, которому определенно очень нравятся американские фильмы в этом стиле, некоторые сцены позаимствовал из них целиком. Вот Куценко заходит в коридор, за его спиной смыкаются двери, и начинается отсчет, а все остальные беспомощно смотрят на него через стекло и шепчут слова прощания. «Обитель зла». Только в «Обители» и запертого порезало на части, и зомби лезли отовсюду, а у нас неактриса Слава в надежде спасти любимого зачем-то открывает ноутбук и начинает набирать там произвольные цифры. Супер. Ее героине еще и хватает совести заявить, что она «сделала все, что могла». И так далее, по списку: «Чужие», «Хищник», опять «Чужие» - только полностью лишенные того, чем они хороши. Подведем итог. Есть неплохая для этого жанра история. Есть хорошие актеры. Есть гениальный оператор, и есть деньги на реализацию. Даже если допустить, что все лучшее намеренно сконцентрировано во второй серии - по рукам надо бить за такие намерения. Полуторачасовая прелюдия в фантастическом боевике не имеет права на существование. Хорошую песню испортить способен любой дурак. Но зритель не за плохим исполнением приходит в кинотеатр. «Параграф 78. Пункт первый», всем стало ясно, что мы отстаем от Голливуда еще на одной дорожке. Все на просмотр картины второй? Не уверен.

Возрастная категория материалов: 18+