Пластик для студентов тоже стал делом обыденным. Пользуются им и продвинутые пенсионеры, поговаривают, что скоро на карточки переведут всех остальных. Рынок динамично развивается, считают эксперты ГУ ЦБ, амурчане проявляют интерес к современным способам управления своими денежными средствами. Корреспондент «АП» попытался разобраться, насколько широки эти возможности и что сдерживает «пластиковые» расчеты. Выпуском пластиковых карт в области занимаются как местные банки, так и филиалы инорегиональных. На долю последних приходится более 70 процентов эмитированных карт. Эмитируются карточки семи платежных систем, пять из которых российские и две международные. Но как раз на эти две - MasterCard и Visa - приходится основная доля карточек, находящихся в активном обращении. Международные карты привлекают амурских клиентов возможностью пользоваться ими не только на всей территории России, но и за рубежом. Без единой копейки Вооружившись международным «пластиком» (редакция «Амурской правды» тоже является участником зарплатного проекта филиала крупного российского банка) и набравшись терпения, попыталась сделать покупки по безналичному расчету. Это, вопреки ожиданиям, оказалось на удивление просто. Баночка крема в магазине косметики «Ив Роше», корзинка с продуктами в супермаркете «Простор», подарок в магазине «Янтарь», наконец, пара пакетов молока и кое-что на завтрак в небольшом гастрономе «Прима» перешли в мою собственность без единой копейки. Всюду продавцы просьбу рассчитаться по карточке воспринимали вполне нормально и подавали терминал, поясняя между тем, что спрашивают его нечасто. Не более минуты - и появлялся чек, на котором требовалось поставить автограф. В некоторых магазинах вместо подписи надо было набрать на клавиатуре индивидуальный пин-код, что еще быстрее. Как пользователь карты со стажем замечу, перемены на благовещенском рынке безналичных расчетов произошли разительные. Еще два-три года назад просьба рассчитаться по карте весьма портила настроение продавцов. Из-под прилавка появлялся запыленный терминал, и начиналась работа «методом научного тыка». Иногда не выдерживало терпение у покупателя. И еще чаще у тех, кто стоял в очереди позади него. Тогда в ход шли привычные рубли. Справедливости ради надо отметить, что и сегодня такие ситуации возможны. Расчет по карте, как заметил руководитель группы рекламы и связи с общественностью Азиатско-Тихоокеанского банка Максим Лубинский, иногда превращается в небольшой консилиум продавцов, которые не слишком владеют технологией данной операции. Но у таких консилиумов есть положительный эффект. Сегодня все больше продавцов легко и просто управляются с этим несложным оборудованием. Кроме того, современная кассовая техника имеет встроенные POS-терминалы, что облегчает их освоение и внедрение расчета по пластику. Некоторые предприниматели, имеющие на дверях собственного магазина наклейки соответствующих платежных систем (это означает - здесь обслуживают по карточке), все же отправляют покупателя в ближайший банкомат, замечает Юлия Ситанская, главный специалист по работе с банковскими картами операционного отдела Амурского филиала Росбанка. Хотя для покупателя эта операция может оказаться дороже, за снятие наличных в банкомате «чужого» банка взимаются комиссии. За оплату по карте с покупателя никаких комиссий не берут ни магазин, ни банк. Бумажный рубль надежней И все-таки, несмотря на то, что сеть магазинов, ресторанов, бензозаправок и прочих сервисных точек, где можно рассчитаться «пластиком», растет, рядовой амурчанин не торопится расставаться с обычным кошельком. Он пока освоил только банкомат. По данным ГУ ЦБ, в среднем за квартал держатели карт используют ее лишь четыре раза. Восемь из десяти операций, совершаемых на территории России с использованием банковских карт, приходилось на получение денег. Удельный вес безналичных расчетов с помощью банковских карт в объеме розничного товарооборота, общественного питания и платных услуг населению области составляет всего полпроцента. Почему владельцы электронного кошелька не спешат использовать его по прямому назначению? Сотрудники Сбербанка, Росбанка и АТБ среди причин единодушно на первый план выдвинули укоренившуюся привычку людей рассчитываться наличными. Некоторые клиенты, по наблюдению банкиров, боятся, что с их счета спишут неправильную сумму. Небольшой опрос коллег и знакомых показал - многие до сих пор уверены, что расплачиваться пластиком дольше и дороже, а магазины и прочие торгово-сервисные заведения, работающие с пластиком, можно пересчитать по пальцам. Это не так, в голос говорят банкиры и предлагают длинные списки точек, где установлены терминалы. Сюрприз для активистов Но их ситуация на рынке не очень устраивает. И в ход идут различные программы, стимулирующие расчеты «пластиком». Так, большая часть эквайринговых договоров отделений Сбербанка предусматривает предоставление покупателям значительных скидок (от 1 до 7%) при расчетах с помощью карт. Со скидками можно купить ювелирные изделия, заправить автомобиль или получить медицинскую услугу, рассказывает инспектор отдела банковских карт Благовещенского отделения Сбербанка Анна Цепова. Подобные сюрпризы готовят своим клиентам и другие банки. Росбанк совместно с платежной системой MasterCard проводит среди владельцев карт, рассчитывающихся в торговых точках, розыгрыши призов и подарков. Последний такой конкурс проводился в октябре - декабре 2006 года, назывался он «Подарите вашему дому новый облик», рассказывает Юлия Ситанская. Главный приз - 500 тысяч рублей - нашим землякам не достался. Но четверо амурчан выиграли поощрительные призы - итальянские пледы. Подобные промоакции проводит для владельцев карт и Сбербанк. Теперь по карточкам некоторых банков через банкомат можно оплатить коммунальные платежи, услуги сотовой и мобильной связи. Это особенно удобно в вечернее и ночное время, когда других возможностей срочно заплатить деньги просто нет, подчеркивает Юлия Ситанская. По данным ГУ ЦБ, такую же операцию можно совершить и через банкоматы Супербанка, Сбербанка, ИМПЭКСбанка, Тэмбр-банка, АТБ и других кредитных учреждений. Современные технологии позволяют регулярно отслеживать все совершенные с помощью банковской карты транзакции. Данная услуга в различных банках называется по-разному: «Мобильный банк», «SMS-банк». Информирование клиентов об операциях с помощью SMS-сообщений осуществляют Сбербанк, Росбанк, Азиатско-Тихоокеанский банк. Это своеобразный ответ клиентам, которые привыкли контролировать содержимое своего кошелька. Некоторые из них именно этот фактор ставят во главу угла, упорно не желая переходить на безналичный расчет. Говорят, имея конкретную сумму в руках, легче контролировать расходы и экономить. Пожалуй, в этом есть доля истины. Даже психологи подтверждают, что покупатель с виртуальным кошельком обычно более щедр в расходах. Но следить за состоянием счета оперативно все-таки можно - с помощью выписок о десяти последних операциях, которые выдаст банкомат, и более продвинутых услуг. Например, есть такая в Росбанке - «Интернет-банк». Зайдя на сайт банка и набрав собственный пин-код, владелец может посмотреть движение по счету и остаток на нем. Тем, кто особенно озабочен экономией и волнуется, как бы чего не вышло со списанием средств, специалисты советуют сохранять чеки, чтобы при необходимости произвести сверку. Некоторые банки в целях развития пластиковых платежей всячески поощряют продавцов, стимулирующих клиентов к безналичным расчетам. Например, Сбербанк проводит среди сотрудников торговых точек конкурсы. Весь комплекс мер мало-помалу начинает приносить конкретные результаты. Как заметили специалисты всех опрошенных нами в Благовещенске банков, суммы безналичных платежей ежемесячно растут. Все активнее начинают работать банкоматы не только на выдачу наличных, но и на прием и списание платежей.

Возрастная категория материалов: 18+