Государство сегодня самый крупный заказчик товаров и услуг. Для жизнедеятельности своих структур ему нужно многое, и казенных денег на это чиновники не жалеют. А должны. Ведь госзаказ и создан, чтоб соблюсти золотую середину. Выбрать из многих поставщиков лучшего, заплатив ему как можно меньше. Увы, стать лучшими удается единицам. Кому не удалось, вопят о повальной коррупции, и, кстати, не без оснований. Чтобы в этом убедиться, достаточно заглянуть в соответствующие документы, вполне открыто размещенные на официальных сайтах РБ, РФ и муниципальном сайте города Улан-Удэ zakupki.u-ude.ru. Даже на первый взгляд тендеры государственных и муниципальных заказов в Бурятии проводятся с грубейшими нарушениями федерального законодательства. Согласитесь, идеальные условия для откатов, заведомо невыигрышных конкурсов или работы подставных лиц. Хотите примеров? Накануне «золотого» дождя госзаказов, что неминуемо прольется при создании в Бурятии туристско-рекреационной зоны, они будут очень даже кстати. Пример первый. Заказчиков нет, конкурс не состоялся Едва ли не самой распространенной формой заказа является открытый конкурс. Однако существует правило: если в открытом конкурсе изъявила желание участвовать лишь одна фирма или в результате доконкурсного отбора осталась одна фирма, конкурс признается несостоявшимся. В таком случае организаторы имеют право выбрать поставщика товара или услуг по своему разумению, согласовав «кандидатуру» с уполномоченным органом власти. Иными словами, выбирай, кого захочешь. Чтобы потенциальные исполнители муниципального заказа смогли узнать о конкурсе, информация о нем, согласно закону, должна разойтись как можно шире. А именно - быть размещена не только в газете, на муниципальном сайте (если таковой имеется), но и на сайте субъекта федерации, то есть сайте госзакупок РБ. Город Улан-Удэ - единственное из всех муниципальных образований, которое зарегистрировало свой сайт на сайте РБ, однако на этом все и ограничилось. Никакой информации о муниципальных закупках по городу Улан-Удэ там нет. Нет и претендентов. Пример второй. Условия таковы, что выполнить их заведомо невозможно Только одной фирме, претендующей на выполнение госзаказа, известны условия конкурса. Остальные хоть и читали те же документы, почему-то оказываются не в курсе, не в состоянии выполнить все требования и выбывают из игры. Как это сделать? Сочинить нечто такое, что однозначно растолковать нельзя. На днях Управление по муниципальным закупкам г. Улан-Удэ провело открытый конкурс на разработку cтратегии развития г. Улан-Удэ и программы социально-экономического развития г. Улан-Удэ на 2008 - 2012 годы и на период до 2017 года с начальной ценой контракта 5 млн. рублей. В конкурсной документации среди критериев оценки этого заказа значится: «соответствие предлагаемого содержания работ, методологии проведения исследования и ожидаемых результатов техническому заданию (качество)». Ответить ясно, что заказчик имел здесь в виду, сами участники конкурса внятно не смогли, всяк понимал по-своему. Между тем все критерии оценки упомянуты в законе «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Для проверки качества предстоящей работы (если речь все же идет о качестве) в документации требовалось написать «функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара, качество работ, услуг» и более ничего. Пример третий. Экономить казенные деньги никто и не собирался Закон предусматривает такие распространенные формы госзаказа, как открытый конкурс, запрос котировок и аукцион. К запросу котировок прибегают тогда, когда требуется приобрести одноименную продукцию (услугу) в период одного квартала на сумму, не превышающую 250 тысяч рублей. Министерство здравоохранения РБ в течение января - февраля 2007 года провело аж четыре запроса котировок на поставку угля, каждый раз выставляя цену в 250 тысяч рублей. Вместо того, чтобы провести один конкурс на 1 млн. рублей. Разница в том, что открытый конкурс предполагает выбор компании, которая предложит заказчику товар на более лучших условиях. Чем больше объемы контракта, тем больше может быть процент снижения цены за счет участия крупных поставщиков. В таких случаях обычно удается уронить цену на 15 - 20 процентов. В случае с котировками этого сделать не удастся, так как небольшие объемы менее привлекательны для крупных поставщиков. Уголь, который министерство здравоохранения РБ закупает для своих организаций ежегодно наверняка в одних и тех же объемах, незачем было дробить на кварталы, тем самым искусственно завышая цену. Пример четвертый. Два в одном Очень часто условия и результаты тендера настолько непрозрачны, что сделать какие-то определенные выводы не представляется возможным. В августе прошлого года Улан-Удэнский колледж железнодорожного транспорта в один день размещает на сайте информацию о двух конкурсах: покупке автомашины «Тойота-Камри» (1,2 млн. рублей) и автомашины «Тойота-Лэнд-круизер» (2 млн. 150 тыс. рублей). Странность была в том, что обе покупки были оформлены за одним и тем же уникальным номером. По информации, на том же сайте тендер состоялся, однако была закуплена только одна машина «Тойота- Лэнд-круизер» за 2 млн. 145 тысяч рублей. Информация о первой, «Тойоте-Камри», с сайта бесследно исчезла. Сколько в итоге колледж закупил машин - одну, две, три, - так и осталось неизвестным.

Возрастная категория материалов: 18+