О перипетиях «классовой» борьбы «микриков» с чиновниками «АП» писала много и подробно. Не так давно мы вынуждены были вернуться к теме: за помощью обратились перевозчики 29-го благовещенского маршрута («Невостребованные пассажиры», «АП», 21.02.07). На этой неделе редакцию посетил депутат областного Совета Геннадий Симонов. Геннадий Владимирович известен тем, что уже год с завидной настойчивостью пытается донести до сознания коллег по депутатскому корпусу простую, на его взгляд, мысль: владельцы автобусов не обязаны иметь в наличии сертификат типа одобрения транспортного средства. Напомним: пресловутый «тип» появился в областном законе об автомобильном пассажирском транспорте в 2004 году и вступил в силу в июле 2005-го. Инициатива принадлежала Амурскому управлению Ространснадзора и вызвала среди частных перевозчиков многочисленные акции гражданского неповиновения. Пикетчики регулярно брали на абордаж то «белый дом», то мэрию областного центра, благо обе власти стоят рядышком. Сертификат перекрыл доступ к конкурсу даже тем, кто уже давно работал на маршрутах. В самом облсовете единства в оценке происходящего тоже до сих пор нет. - Есть 196-й федеральный закон, который содержит требование обязательной сертификации транспортного средства, - рассказывает Геннадий Симонов. - Но... сертификат выдается заводу-изготовителю или торговой организации. И не на один автомобиль, а на партию. На частных перевозчиков эта норма не распространяется. Нет ее и в Указе президента «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения»: наличие сертификата обязательно для регистрации, но не эксплуатации автомобиля. Почему мы предъявляем перевозчикам невыполнимые требования? В первую очередь - владельцам иномарок. Еще один, по мнению Геннадия Симонова, существенный нюанс заключается в том, что при прохождении таможни выдается паспорт технического средства, подтверждающий, что автомобиль соответствует требованиям безопасности дорожного движения. - Дальше автомобиль проходит регистрацию в ГАИ, где его тоже проверяют на безопасность. И если микроавтобус корейского или японского производства там зарегистрировали, значит, он имеет право участвовать в пассажирских перевозках. А иначе придется ставить под сомнение компетентность сотрудников автоинспекции. Ведь большие корейские автобусы такую регистрацию прошли. - Прежде чем выйти на «большую дорогу», автомобиль проходит испытания на полигоне: доказывает соответствие ГОСТам, - разъяснили в управлении Государственного автодорожного надзора по Амурской области. - И уже по результатам испытаний выдается сертификат соответствия. Эта норма предусмотрена федеральным законом, что неоднократно подтвердили суды разных инстанций. Кстати, 80 процентов перевозчиков покупали корейские и японские микроавтобусы уже после того, как эта норма была учтена в областном законе. Спрашиваешь некоторых: зачем брал кредит на заведомо «непроходной» автомобиль? Отвечают: все равно мы суды выиграем, и закон «перепишут». - Областной арбитраж принял нашу сторону, - подтвердил Геннадий Симонов. - Хотя его решение в Хабаровске было отменено, но с весьма лукавой формулировкой: в целях исполнения федерального закона. Мол, федеральное законодательство все равно будет меняться, а наши депутаты эти изменения предвосхитили и авансом устранили недостатки. Но это же смешно! - В Минтрансе нас поддержали и прямо сказали: это не компетенция транспортной инспекции и незачем лезть куда не просят, - рассказывает руководитель ассоциации частных перевозчиков «RAX-FARN» Татьяна Беленкова. - А если уж говорить о стандартах, то в ГОСТе № 19 четко указано: наличие паспорта транспортного средства уже является подтверждением типа одобрения. Ни в одном регионе России никто не требует никакого типа одобрения. Получается, в Амурской области на наших автобусах ездить нельзя, а в Чите и Хабаровске можно? - Закон, нужный и правильный, - комментирует позицию коллег депутат Петр Хлестунов, возглавлявший в свое время комитет, в чье ведение попал скандальный законопроект. - Он требует обследования автомобилей, которые задействованы на маршрутах регулярных перевозок. Чтобы выйти из того же «корейца» или «японца», надо поднять с мест как минимум трех человек, нет аварийного выхода. Предприниматель обязан выполнять закон, коль берет на себя ответственность за безопасность пассажиров. - Законы, которые мы принимаем, должны работать. Этот закон не работает: вне зоны его действия оказалось большинство транспортных средств, в первую очередь те, что обслуживают междугородные маршруты, - не согласен депутат Виктор Хахин. - Мы своим решением оставили людей без куска хлеба и теперь не хотим преодолеть собственное упрямство. Депутаты, представляющие северные районы, всерьез опасаются, что там вынуждены снимать с линий нормальные новые микроавтобусы только потому, что они импортные, и заменять их отечественным старьем. Дело может кончиться тем, что пассажиры когда-нибудь замерзнут в дороге. Ведь давно уже всем ясно: «Газели» межгород не потянут. От редакции. Каков будет финал этой транспортной истории, покажет время. Но в одном правы те, кто не согласен с законом: принимая то или иное решение, депутаты должны думать о последствиях.

Возрастная категория материалов: 18+