Разрабатывать финансовую азбуку для России будут при участии Всемирного банка. Чтобы обещания не казались пустыми, на эти цели планируется потратить до 40 миллионов долларов, которые выделят федеральный бюджет и бизнес-сообщество. Вот только один вопрос остается неясным: хватит ли финансовой грамотности у наших властей, чтобы потратить эти деньги так, чтобы и стар и мал стали понимать слова «депозит», «ПИФ» или «ставка рефинансирования». Каждой школе — по экономисту В банках, налоговых органах, страховых компаниях, пенсионных фондах с нетерпением ждут того идеального клиента, который с легкостью поймет, как рассчитывается эффективная процентная ставка или налоговый вычет, кто такие сюрвейеры и зачем нужна накопительная часть пенсии. Но пока наш гражданин скорее расскажет, из чего состоит молекула, или назовет столицу Индонезии, чем формулу расчета ВВП. Искать виноватых в финансовой безграмотности россиян дело неблагодарное. Но первое, на что обращают внимание критики, это на отсутствие в школьных программах уроков экономики. Как учат финансам в Приамурье сегодня? Выяснилось, что пока в большинстве школ такого предмета, как «экономика», вообще нет. В этом плане благовещенские школы № 14 или № 5 скорее исключения. Так, в гимназии старшеклассникам раз в неделю, а в специализированном классе даже два раза рассказывают о рынке труда, налогах, банках и инвестициях. - У нас проводятся деловые игры, например «биржа», где мы выступаем в роли брокеров, - рассказывает Ирина Усольцева, ученица 11-го «А» класса школы № 5. - Все, конечно, изучить невозможно, но общее представление об экономике у нас есть. Сегодня и ученики, и учителя согласны с тем, что экономику нужно преподавать в тех же объемах, что и биологию или историю. Но не ясно, в ущерб какому предмету стоит вводить новый при уже достаточно перегруженной школьной программе. Еще одна проблема - кадровая. Зачастую о законах спроса и предложения школьникам рассказывают учителя математики, физики или трудов. - Я уже 32 года преподаю в школе физику, а с 1996 года и экономику. Мне было очень интересно начинать преподавать этот предмет, потому я сама поначалу ничего в нем не понимала. Пришлось окончить подготовительные курсы, - рассказывает Наталья Сгибнева, учитель школы № 5. - Я преподаю и физику, и экономику. Так вот, к экономике у детей интерес больше, я отдачу большую вижу. Дети понимают, что в жизни эти знания им пригодятся. Энтузиазму Натальи Алексеевны можно только позавидовать. Ведь разобраться в кривых спроса и предложения можно, но ответить на частные вопросы школьников о том, как осуществляются безналичные расчеты, уже сложнее. Притом, что встречаются и недовольные качеством преподавания ученики. В Благовещенском государственном педагогическом университете учителей экономики не готовят. Хотя, по словам представителя этого вуза, справиться с этой ролью вполне сможет учитель истории и обществознания. Но в амурских школах такая практика встречается редко. Даже если выпускник школы оказался безграмотным в финансах, исправить ситуацию возможно в вузе. Например, в АмГУ азы экономической теории преподают всем - от юристов до дизайнеров. Курсанты ДВВКУ экономику изучают на 2-м, 3-м и 4-м курсах. В рамках образовательных стандартов дисциплина «экономика» есть у студентов всех специальностей БГПУ. В небольшом объеме есть этот предмет и у будущих медиков. - У наших студентов есть предмет «экономика здравоохранения» в программе дисциплины «организация здравоохранения». Хотя она дает знания об экономике в совершенно другом аспекте, - уточнила проректор по учебной работе АГМА Галина Чубенко. Представители вузов хоть и признают, что повышать финансовую грамотность - дело нужное, но оговариваются: «наши студенты и так перегружены, куда им еще и финансы преподавать». Деньги на ветер? Идея повышения экономической образованности россиян не нова. Еще в марте 2006 года Владимир Путин поддержал развитие проекта, посвященного финансовой культуре молодежи. Тогда Ассоциация региональных банков России разработала Всероссийскую федеральную программу повышения экономической и правовой грамотности «Финансовый ликбез». Прошел год, но ни о каком ликбезе в Приамурье пока не слышно. Зато в начале марта 2007-го прошла конференция, на которой замглавы Минфина сообщает о новом проекте. Инициативу министерства сразу подхватили и в федеральной службе России по финансовым рынкам (ФСФР). Это ведомство уже подготовило целевую программу на ближайшие 3 года, предусматривающую информирование населения о возможностях участия на рынке ценных бумаг. Правда, бюджет этого проекта ФСФР, так же, как и программы Минфина, рассчитан на активное участие частных партнеров. Между тем эти партнеры в лице банков, страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний давно активно пропагандируют среди населения «доступность» не только кредитов, ПИФов, пенсий, но и понятность условий по ним. Например, Сибакадембанк проводил обучающие семинары для населения еще два года назад. Альфа-банк ввел в практику дарить своим клиентам ежедневники с правилами планирования личного бюджета. Чтобы ипотека стала массовой, КИТ Финанс банк предлагает петь о ней песни. Другой банк запустил рекламу на радио, делая ставку не на выгодные условия по вкладам, а на «самые понятные правила». - Когда мы начинали работать как банк экспресс-кредитования, мы столкнулись с тем, что наши работники, выдавая кредиты, думали, что клиентам и так все ясно, - рассказывает руководитель отдела розничного кредитования банка «Восточный экспресс банк» Надежда Шадрина. - Они могли сыпать терминами - «овердрафт», «кредит», «комиссия» - с полной уверенностью, что люди их понимают. Все друг другу кивали головой, а в результате у людей начинались проблемы: недопоняли, недочитали и так далее. Когда начались такие проблемы с клиентами, мы ввели практику, что каждый кредитный эксперт объясняет человеку все параметры кредитования и все сопутствующие термины. Это хоть и затягивает процесс выдачи кредита, но тем самым мы обучаем население. По мнению финансового директора страховой компании «АмурДАСК», большую роль в деле повышения финансовой грамотности могут сыграть как раз средства массовой информации. И в последнее время на амурском телевидении стали появляться одна за другой программы о деньгах, банковские и налоговые новости. Но пока в киосках Приамурья с трудом можно найти экономические журналы «Деньги», «SmartMoney» или «Финанс.», говорить о том, что амурчане с интересом следят за финансовым миром, сложно.

Возрастная категория материалов: 18+