Сценарии пишут одаренные сценаристы, которые могут долго распространяться о своем нелегком, но очень важном труде в специальных телепередачах, приуроченных к премьере того или иного фильма. Все эти люди здоровы, умны и отлично ориентируются в современном мире. Тем непонятнее, что движет ими, когда они собираются в кучу для того, чтобы создать что-нибудь вроде фильма «Параграф 78».

Вторая часть отечественного футуристического боевика, которую мы вынуждены были ждать месяц, во всей красе показала, чего мы, собственно, ждали. Заветных три желания За прошедший месяц сошла на нет волна возмущения, поднятая «пунктом первым» этого самого параграфа, получившая в народе «гордое» звание «Царь-трейлера». Вместе с ней окончательно угас и настоящий интерес к фильму, оставив разве что слабенькое желание узнать, чем же все кончится. «Хотите узнать, кто из них останется в живых?», — вопрошал суровый голос из телевизора. «Да как-то по фигу», — отшучивались зрители.

И действительно. Раз уж группа десантников, оставшаяся в снежных просторах нашей родины, подлежит самоликвидации, о чем нам доверительно сообщил опять же голос Гоши Куценко в конце первой половины фильма, то, надо полагать, в живых остаться не может никто. Вопрос только в том, каким образом будет проведена самоликвидация. Нет, конечно, должно было состояться чудо. Не зря же по сценарию кодовое имя, кличка, оперативный псевдоним командира группы — Гудвин. И пусть мы пом-ним прагматичный подход сказочного волшебника Изумрудного города к чудесам, граничащий с наглым шарлатанством, тем не менее кое-что позитивное у него получалось.

Современный Гудвин к тому же умеет не только метко стрелять по стенам, сохранять целой лысую голову, разбивая ею различные стеклянные предметы, и шутить в основном несмешно и не к месту, но и проявлять ту самую смекалку, легенды о которой сопровождают русского мужика на протяжении всей истории. Еще фильм все-таки хотелось посмотреть из-за очень быстро принятого за истину предположения, что во второй части как раз и собрано все самое интересное, начиная от динамичного (наконец-то!) сюжета и заканчивая неописуемыми боями десантников друг с другом. Единственным весомым плюсом «первого пункта», несомненно, была работа оператора.

Зритель жаждал размаха, и вот как раз ему-то, по слухам, и отводилось широчайшее пространство в окончании дилогии, которую и дилогией-то назвать трудно из-за того, что продюсеры залихватски бросили детище Михаила Хлебородова на занозистые козлы и слаженно распилили его пополам поющей двуручной пилой. Так или иначе, финансовый успех всего «Параграфа» больше похож на фиаско. Знатную долю сборов, предназначенных второй части, уверенно отобрали «300 спартанцев», вообще не привыкшие много и вдумчиво разговаривать. И все-таки зритель пришел, что говорит о неиссякаемой вере российского зрителя в отечественный кинематограф, представители которого, впрочем, предпочитают в ответ на оказанное доверие демонстрировать очередной продукт квасного шоу-бизнеса, недостойный не то чтобы похвал, а даже внимания.

 Итак, что же там с десантниками дальше случилось. Как мы помним, в финале первой части вертолет, прилетевший забрать десантников с очередного непонятного задания, развернулся прямо перед их ликующими лицами и улетел. Ценители хорошего фантастического боевика вряд ли испытают разочарование, сравнимое с тем, которое охватывало зрителя при крушении челнока в «Чужих», но аналогия налицо. Всему виной оказывается доктор, тот самый пресловутый чужак в слаженной команде, который вечно соблюдает либо алчные интересы какой-либо богопротивной корпорации, либо мирных граждан, которым грозит опасность. В данном случае герой с довольно-таки унизительным оперативным псевдонимом Клизма совмещает обе этих миссии.

Вирус, разработанный в секретной лаборатории, имел военное назначение. По задумке талантливых российских специалистов по биологическому оружию, он должен был превращать солдат противника в мычащих тварей, которые к тому же норовят жрать всякую дрянь вроде хозяйственного мыла и скакать по стенам и потолку. Видимо, таким образом планировалось наводить панику во вражеском стане. Впрочем, киношные военные биологи испокон веков занимались подобной ерундой, не уничтожая противника, а превращая его в зомби или вампира, напуская на него громадных пауков и прочих гадов. Так, видимо, интереснее, чем тупо травить каким-нибудь банальным газом, как эти неудачники-химики. Предусмотрительно не посоветовав десантникам хотя бы противогазы напялить перед тем, как войти в лабораторию, в которой почему-то сошли с ума сотрудники, ученый Клизма обеспечил нам весь дальнейший сюжет.

Наши герои тут же подхватили мутировавший вирус, по причине чего докторишка и вынужден был пустить в небо красную ракету, отменившую и посадку вертолета, и большую часть хеппи-энда. Прикинув, что для срочного создания антидота недостает обычных витаминок, пессимист и тряпка Клизма ввел себе убойную дозу обезболивающего, лишив тем самым десантников даже возможности набить ему морду и поставить к стенке за такие дела. Посидев на кухне за бутылочкой «Золотой бочки», парни (и одна девушка) в камуфляже решили, что покорно превращаться в поедателей мыла — это не их стиль. Дружеский совет постановил — надо поубивать друг друга. Делать это предполагалось парами, ответственной за лототрон назначили уже почти полюбившуюся нам героиню певицы и актрисы Славы. Лиса вытянула первых соперников, и, как вы понимаете, началось.

Полфильма, отведенные на уничтожение друзей друзьями, пролетают как одна минута. За это время, впрочем, самый порядочный спецназовец Скиф успевает всплакнуть над теплым телом зарезанного Пая, великий и ужасный Гудвин — убить давно надоевшего и спецназовцам, и зрителям своими тупыми анекдотами Фестиваля, а два самых гомосексуальных спецназовца в киноистории — любовно расстрелять друг друга за милой беседой о деревенской жизни. Лиса же, прикинув, видимо, свои возможности, вообще счастливо избегнула всякого насилия, за что ей отдельный респект. Семь негритят решили пообедать, четверо отправились на тот свет, и их осталось трое. Никто и не сомневался. Дальше следует: мирный сон на плече любимого, неожиданное спасение из пачки контрацептивов, битва мужлана с джентльменом и акт самостоятельного прерывания бессмысленной жизни путем ядерного взрыва. Разговорчики в строю Вопиющее недоумение — разве что так можно назвать впечатления от уже полновесного просмотра «Параграфа 78». Нет, зритель не дурак, зритель все понимает. Данный жанр не может обойтись без калек с предыдущих фильмов, а российский боевик не может не строиться на голливудском опытном фундаменте. Все так.

Но за это мало кто стал бы упрекать нормальный фильм, в котором доля глупости хотя бы равна доле всего остального, что делает такое кино интересным и вообще смотрибельным. Назвать «Обитель зла» или «Чужих» эталоном здравомыслия язык не повернется, там тоже хватает неимоверной чепухи. Но она почему-то не очень запоминается на фоне беспорядочной стрельбы по множественным монстрам и общего драйва. Продюсерам не надо было делить фильм на две части. Им нужно было безжалостно выкинуть из картины процентов семьдесят сцен, в которых герои шутят, ссорятся или объясняются друг другу в давней любви.

Эти неинтересные разговорчики в строю ни капли не похожи на то, как перебрасывались короткими фразами десантники в «Чужих» — потому как они разговаривали, занимаясь делом. Герои «Параграфа» так и норовят найти себе укромный уголочек, чтобы предаться своим, никому не нужным беседам. На боевом задании. Гнать в шею. Да, пара боевых сцен снята действительно хорошо, создатели фильма явно внимательно посмотрели «Эквилибриум» и зачерпнули оттуда много полезного. И правильно — что-то кардинально новое в этой области придумать практически невозможно, такие откровения сходят с экрана не чаще чем раз в пять-десять лет, несмотря на весь научно-технический прогресс, работающий на Голливуд. Но нашим киномастерам не пришло в голову сделать на это упор.

Вместо того чтобы демонстрировать нам псевдооригинальность в духе «мы выше буржуйской киноиндустрии», авторам нужно было не обманывать воспитанных на американском кино зрителей и позволить героям повоевать с какими-никакими зомби. Было бы хоть развлечение, а не уныние среди полок с консервами, как получилось в итоге. Еще и актеры, что вообще возмутительно, играют так, словно решили не обижать хорошей работой плохую актрису Славу и держаться где-нибудь на ее уровне. Скомканные первые блины уже порядком поднадоели зрителю. Да и оправдывать их нечем — за океаном те же блины пекут уже много лет и рецептов своих ни от кого не скрывают. Весь сюжет «Параграфа» — это отборная, ахинея, которую попытались прикрыть легким голливудским тюнингом. Как результат — влюбленные Лиса и Скиф, обнявшиеся в непосредственной близости от только что рванувшей лаборатории, в которой, вообще-то, помимо зверушек и колбочек, находились ракеты с ядерными боеголовками. Нашим десантникам это хоть бы хны. Нашим создателям кино — тоже.

Возрастная категория материалов: 18+