Ни режиссеры с продюсерами, забывающие о том, что дурная слава — вещь прилипчивая и пятновыводители ее не берут. Иногда это даже напоминает нечто вроде приступа несерьезности у деятелей киноискусства, так и не выросших из коротких штанишек -мол, а давайте снимем вот такую штуковину вот с такими звездами и пусть все головы ломают. Деньги, наверное, некуда девать. «Идеальный незнакомец», по мнению многих аналитиков и просто зрителей, станет одним из главных героев «Малины» за 2007 год. И, знаете, в этом немало смысла.

 Наплыв так называемых «эротических триллеров» в Голливуде пришелся на начало девяностых. Во главе этого второсортного (а часто и того хуже) потока гордо шествовал «Основной инстинкт», фильм, вознесший до небес Шэрон Стоун, Майкла Дугласа и Пола Верховена, а также давший зеленый свет огромному количеству последователей, у которых, справедливости ради надо заметить, снова снимались и Дуглас, и Стоун. Но это в лучшем случае. Обычно же видеокассета, попадавшая в руки российского зрителя, выглядела так: на лицевой стороне обложки нам улыбалась полуголая девица с каким-нибудь орудием убийства в руках. Перевернув кассету, ее обладатель мог ознакомиться с аннотацией, написанной явным шизофреником, к тому же не смотревшим фильм, плохого качества кадрами из оного и списком актеров, вступивших в ряды воспевателей смерти и страсти. Таких картин Голливуд выпустил неприлично много, а наши пираты приложили все усилия, чтобы они нашли и российского зрителя. Постепенно им отыскалось место и на широком экране.

Сегодня же, оказывается, в пользу подобных фильмов кинопрокатчики отказываются даже от оскароносных картин — наверное, потому, что в титрах Брюс Уиллис и Халли Берри. «Идеальный незнакомец» (даже не пытайтесь задумываться о смысле этого вычурного названия, его нет) позиционировался как эротический триллер с самого начала. На этот статус, по всей видимости, не может повлиять полное отсутствие эротических сцен, сравнимых с тем же «Инстинктом», потому что если в фильме присутствуют такие понятия, как знакомства по Интернету, извращенцы, убийство лучшей подруги и главная героиня на шпильках, от жанра уже деваться некуда. Пожилой (хоть и готовый на любые подвиги) мужчина Брюс Уиллис и взрослая женщина Халли Берри — довольно-таки странная парочка для эро-кино.

В таких случаях всегда возникает подозрение, что обнажаться будут какие-то второстепенные персонажи, оставив главным героям право целоваться и лежать под простыней утром, а все оставшееся время тратить на куда более серьезные вещи вроде убийств и их расследований. В этом плане «Незнакомец» разочарует даже самых непритязательных эротоманов. Эротики тут практически нет. А то что есть, есть в любом фильме от Фабрики грез, кроме, пожалуй, детских. Изобретение велосипеда Берри снова, как и в «Готике», выступает в роли красавицы страдалицы, ополчившейся на весь белый свет. На этот раз ее моральные устои так высоки и непоколебимы, что она готова сама влезть в постель к очередному высокопоставленному негодяю, лишь бы вывести его на чистую воду и дать пинка под зад. Для этого она и работает журналисткой в одной из уважаемых газет. В тот самый момент, когда разоблачительная статья о гомосексуалисте из верхних эшелонов власти неожиданно слетает с полосы и наша героиня твердо решает уволиться из солидного, но не готового идти вразрез с сильными мира сего СМИ, судьба и готовит ей встречу со старой подругой.

Благодаря этой встрече она и узнает о руководителе рекламного агентства, который под личиной бизнесмена и семьянина прячет куда более плотоядную сущность. А именно — ищет себе во всемирной сети любовниц. Вы не ошиблись, это и есть герой Брюса Уиллиса. На этот раз он не спасает мир, а пользуется его порочной стороной. Естественно, в журналистке поднимается волна неподдельного викторианского гнева, и она решает поработать над развратником. Еще один повод для этого (иначе, действительно, было бы совсем уж странно) — вышеупомянутая блондинка-подруга оказывается выловленной из Гудзона. Отсюда безумный автор аннотаций к видеокассетам мог бы извлечь фразу вроде «Ужасная смерть подруги детства заставляет Ровену с головой погрузиться в мир разврата, жестокости и насилия. Сможет ли она выжить?»

Для этого Ровена незамедлительно устраивается на работу в рекламное агентство к главному подозреваемому и начинает копать. Копать ей очень трудно — по ходу фильма выясняется, что с компьютером героиня находится в очень сложных и двусмысленных отношениях. Видимо, это есть одна из составляющих современного эротического триллера, когда третьим лишним в паре мужчина-женщина становится бытовая техника. Пусть вас не обманывает важный и прогрессивный вид Ровены с ноутбуком под мышкой и мышкой в руке. Эта женщина толком не умеет даже чатиться, поэтому ей приходится прибегнуть к помощи знакомого хакера. Хакер этот в исполнении Джованни Рибизи настолько тих, добродушен с виду и так моргает воспаленно-обезумевшими глазами, что с самого начала зритель во всех убийствах и террористических актах подозревает именно его. И действительно, не Уиллиса же подозревать — он ведь Джон Маклейн! Далее нам будет ответственно предоставлен стандартный набор для юных создателей триллера, попавший в руки явно не юных людей.

Вспомним, что сам режиссер фильма Джеймс Фоули — далеко не мальчик, он даже снимал несколько серий «Твин Пикс», не говоря уже о нескольких кинокартинах явно из разряда «выше среднего». И вот вдруг на тебе — эротический триллер, да еще и замешанный на информационных технологиях с таким видом, как будто их придумали не далее как вчера. Вспомните, сколько продуктов Голливуда крутилось вокруг тайны переписки, которую дает Интернет своим разнообразным юзерам? То-то же. В конце «Идеального незнакомца» приготовлен стандартный для этого жанра приемчик, благодаря которому если зритель и удивится: мол, а убийца-то вовсе и не садовник Джеймс — то будет уже поздно его удивлять.

Не исключено, что он уже покинул зал. Теория второго захода Будь моя воля, я бы обязательно вручил «Идеальному незнакомцу» несколько «Оскаров», предварительно подредактировав статуэтку так, чтобы золотой человек -символ успешного кино — недоуменно разводил руками. Таких «Оскаров» фильм заслуживает и за невнятную режиссуру, и за редкое проявление актерской игры (в этом плане Рибизи, кстати, смотрится на голову выше своих звездных коллег — потому что действительно играет), и за раздутый из небольшого рассказа сценарий, призванный вновь открыть людям глаза на существование Интернета и опасностей с ним связанных. Теперь стало понятно, почему Брюс Уиллис, с давних пор повсеместно рекламирующий фильмы, в которых снялся, во время рассказа о «Незнакомце» только и делал, что щурился, как кот на весеннем солнышке, и немногословно советовал посмотреть картину, мол, сами увидите, как она необычайна и прекрасна.

Продюсерам фильма вообще не пришло в голову ничего умнее, как заявить, что с первого раза «Незнакомец» просто не поддается восприятию, и только повторный просмотр позволит зрителю оценить все его вторые планы, искусные аллюзии и прочие преимущества. Может, оно и так, только сложновато будет найти тех, кто посмотрит фильм во второй раз хотя бы в этом году. Историй о том, как Он и Она встретились в экстремальной ситуации и воспылали страстью, а потом почти всех героев поубивали, зритель видел предостаточно, и эта вряд ли займет среди них какое-то особое место. «Основной инстинкт» запомнился нам образом ножа для колки льда и сценой допроса. «Основной инстинкт-2» не запомнился нам ничем, но и он не смог стать предупреждением для авторов «Незнакомца». Чем запомнится нам фильм Фоули? Разве что уморительными сценами в количестве нескольких штук, из которых особенно выделяются две.

В первой хитроумная журналистка Ровена оказывается застуканной руководителем рекламного агентства в его собственном кабинете скачивающей информацию на флэшку, предательски торчащую из системного блока. Думаете, все пропало? Ни в коем случае. Вовремя придуманная фраза о том, что Ровена хотела просто скинуть с флэшки некое подобие любовного послания с подробной информацией, где можно скоротать с ней вечерок, моментально обводит вокруг пальца доверчивого шефа. Ну и сцена, в которой все та же незадачливая журналистка, порываясь скрыть от приближающегося персонажа то, что у нее на экране монитора (а ему это ну никак нельзя видеть, понимаете ли), напрочь забывает про существование специальных кнопок и туфелькой, туфелькой панически ерзает под столом, дабы вырвать шнур, пробить в системнике дыру или вообще устроить обвал дома. Этот момент картины заслуживает аплодисментов, потому что очень ярко отражает всю ее суть — именно таким методом ненаучного тыка сделан весь фильм, и смотреть его не то что второй раз — первый совсем необязательно.

Возрастная категория материалов: 18+