Это так, для пущего антуражу, на фоне которого автор и рисует собственную картину мира. Вкладывая индивидуальный опыт в уста и судьбы придуманных им героев. Когда же дело доходит до переноса книги, потребовавшей годы трудов и сомнений, на широкий экран, за штурвал берутся сжатые продюсерами сроки и их же строгие требования, благодаря которым все эти лазерные мечи и утконосые обезьяны с предельным уровнем IQ перемещаются на первый план. Уставшему от космических приключений зрителю придется по душе фильм «Пророк», снятый по книге Филиппа К. Дика «Золотой человек». По крайней мере, это фантастика без всяких там парсеков. Реабилитация Кейджа Нет, без обязательных элементов настоящего экшн-боевика режиссер Ли Тамахори не мог обойтись по определению. Не зря же на его счету такие монстры (во всех смыслах этого слова) сугубо развлекательного кино, как вторая часть «Трех иксов» и одна из самых популярных частей бондианы под названием «Умри, но не сейчас». Чтобы не бросать на репутацию Тамахори однотонную тень взрывов и погонь, заметим, что в режиссерском кресле очень даже добротного маньяк-триллера «И пришел паук» тоже сидел он — что, по всей видимости, и повлияло на стремление сделать из «Пророка» нечто среднее между фантастическим боевиком, серьезной драмой и кино для поклонников Николаса Кейджа. Надо сказать, почти получилось. Особенно позитивно этот фильм отразится на карьере исполнителя главной роли — в последнее время Кейдж умудрился сняться в целой плеяде весьма сомнительных картин, порядком опуститься в глазах коллег по цеху, быстро записавших друга Николаса в предатели идей неподкупного труда, и разочаровать многих своих поклонников абсолютно бесцветной игрой в том же «Плетеном человеке». О «Призрачном гонщике», честно, вообще говорить не хочется — каждый, конечно, имеет право на исполнение мечты детских лет, но все-таки горящий череп на плечах — это, прямо скажем, не предел мечтаний. За повесть Филиппа Дика взялся Гэри Голдсмен, сценарист со стажем. Достаточно сказать, что в свое время он уже приводил творения фантаста Дика в приличный сценарный вид — именно из-под пера Голдсмена вышел сценарий незабываемого боевика «Вспомнить все» — это где Шварценеггер, Марс и у кого-то голова из живота высовывается. На этот раз в руки мастера попала куда менее абсурдная вещь писателя: вместо других миров и далеких планет в ней описывается вполне реальная жизнь, которую нужно было немного подредактировать под сегодняшний день и добавить несколько мест, в которых режиссер смог бы размахнуться, куроча автомобили и поджигая горюче-смазочные материалы. В результате получился фильм из категории «выше среднего», который очень неплохо смотрится в роли завершающего апрельский список премьер. Для самых придирчивых припасен весьма примечательный финал. фанатам Кейджа уготован сеанс очень и очень неплохой игры, порой, кстати, даже одновременной, а почитатели творчества Дика не найдут особо резонных поводов для того, чтобы по привычке сквозь зубы сказать: «Опять хорошую книгу испоганили, шарлатаны». На две минуты вперед Сюжет фильма удивительно неоригинален — и тем парадоксальнее неоспоримый факт: эта неоригинальность совсем не бросается в глаза. Живет на свете славный парень Крис Джонсон, почти такой же, как все, если не считать одной маленькой детали. Крис способен заглядывать в будущее. Нет, речь не идет о назначении точных дат апокалипсиса или предсказаний по поводу выборов президента США. Джонсон может заглядывать вперед только на две минуты — и этого ему вполне достаточно, чтобы зарабатывать себе на хлеб, масло и прочие прелести скромной жизни в Лас-Вегасе. И все-то у него идет хорошо, пока на сцену не выходят террористы с бомбой (Made in Russia, между прочим), агенты ФБР и (единственно приятный момент во всей этой кутерьме) девушка мечты. Понятное дело, что прорицателю придется помочь неприятным, как и всегда, федералам. Девушку мечты, что характерно, играет Джессика Билль, совсем недавно уже украсившая суровые будни фокусника-Нортона в «Иллюзионисте». Фокуснику-Кейджу тоже придется изрядно попотеть, спасая традиционно молчаливую пассию от многочисленных опасностей, которые ему удается зафиксировать за две минуты до несчастья. В роли агента ФБР — и снова привычной — выступает Джулианна Мур, вторая после Джоди Фостер Кларисса Старлинг американского кинематографа. Этой троице придется выручать и друг друга, и весь американский народ, и вообще отдуваться за всех, потому что, судя по фильму, окромя подозрительного мужика с двухминутным предвидением, в арсенале ФБР больше ничего не завалялось. А террористы — они ждать не будут. Для боевика в чистом виде в «Пророке» слишком много романтики, иногда переходящей в прямо-таки незапятнанную наивность. Во многом этому способствуют и коронный взгляд Николаса Кейджа, за который его то и дело называют «побитым щенком», и его же солидный опыт работы в разного сорта мелодрамах. Щенок или не щенок, а сколько девичьих глаз заставил увлажниться взгляд Николаса из рода Копполы — прямо-таки не сосчитать. Шон Пенн, прополоскавший коллегу по цеху в памятном интервью «Эсквайру», между прочим, сам в последнее время грешит этим же приемом — а ведь получается абсолютно не то. Результат в плане сюжета — твердая четверка с претензией на большее, но это уже поле для индивидуальных оценок. Если браться за архивы и пересматривать вместе с «Пророком» «Особое мнение», «Эффект бабочки», «Пункт назначения» и прочие голливудские игры со временем и вариантами развития событий, то общего отыщется много. Но в плагиате авторов картины обвинять почему-то совсем не хочется — трудно спорить с тем, что «Пророк» получился вполне самодостаточным, другое дело, что лавров блокбастера и вереницы «Оскаров» ему не видать — ну так это не беда. Главное, что 70 миллионов американских долларов потрачены на дело, а раздавать премии — это уже не зрительская забота. Кино на стадии перебора Добавьте к этому профессиональную съемку, вполне достойный монтаж (местами, правда, уступающий необходимости растянуть повесть до полноценного фильма) и несколько крайне удачных отсылов к другим известным фильмам — и получите «Пророка». В данном случае снова в ход нужно пускать старый добрый зрительский прием: не хочешь портить себе настроение, не ищи добра от добра. В теории, конечно, фильм мог бы быть лучше. Сценаристу, например, не мешало бы получше проработать персонажей, которые на фоне Кейджа частенько приобретают признаки некоторой двухмерности. Самим актерам вспомнить о таких вещах, как импровизация и даже наглое вмешательство в съемочный процесс, — сколько легендарных моментов в истории кино родилось благодаря этому. Ну а режиссеру лучше представить конечный результат в собственном воображении, чтобы избавиться от разных мелких недочетов и глупостей, которые за версту чуют не только сотрудники программы «Очевидец», но и кинокритики. Но и то, что мы имеем, не может не радовать. Дело в том, что сегодняшнее кино достигло достаточно сомнительного уровня. С одной стороны, обилие возможностей, огромные бюджеты и такое количество новинок ежегодно, что не справляются кинотеатры. С другой — уверенное сползание к среднему уровню во всех без исключения жанрах. Хуже стали и серьезнейшие драмы, и высокобюджетные боевики, и даже полнометражные мультфильмы на глазах теряют свое привычное обаяние. Настало время, когда зритель по-настоящему возлагает надежды на пять — шесть премьер в год, половина которых чаще всего эти надежды безжалостно растаптывает. Может быть, это происходит из-за банального пресыщения. Остались в прошлом чудесные деньки, когда можно было прочитать в новостях о согласии любимого актера на участие в том или ином фильме и с замиранием сердца этой картины дожидаться. Сегодня очень трудно уследить, в скольких по счету проектах занят актер, особенно если он действительно популярен. Нетрудно предположить, что разрывающийся между съемками в нескольких фильмах сразу актер, ведомый рукой озабоченного несколькими же затеями режиссера, вряд ли вызовет шквал аплодисментов зрителей, которые просто объелись новинками настолько, что не могут встать. Ярким показателем могут послужить пиратские DVD, заполняющие еженедельно полки магазинов. Десять-двенадцать новинок? Легко. Эпохе внимательного отслеживания событий в мире кино приходит конец. Благодаря этому отнюдь не шедевральный «Пророк» просто радует глаз. Не претендуя на звание «Фильма года», он еще и не ищет каких-то сверхновых путей в попытках достучаться до своего зрителя — и это правильно, потому что зритель еще не до конца разобрался в том, что существует. Таким образом, честный фильм, с определенной долей мистики, фантастики, крови и любви, да еще и с финалом, который многих сбивает с толку, — это настоящая находка в потоке продуктов киноиндустрии, у которого поистине нет никаких берегов.

Возрастная категория материалов: 18+