Однако «белыми пятнами» от Тынды до Сковородина остаются несколько участков, где строители пока не могут справиться с природой. Наш корреспондент побывал на строительных площадках нефтепровода и попытался выяснить новые подробности реализации проекта 21-го века. Кроме того, «АП» решила рассказать о неизвестной стороне жизни нефтяников, которые стали «доходными статьями» для ночных клубов Тынды и пределом мечтаний для местных жительниц. «ВСТО» второй БАМ Нефтепровод «Восточная Сибирь - Тихий океан» - один из крупнейших инфраструктурных проектов России за последние 15 лет. Грандиозность стройки заключается в масштабах -она одновременно идет на территории трех субъектов, а также в сроках: всего за 2 года нефтяники планируют уложить около трех тысяч километров трубы. В Амурской области, помимо этого, будет сооружен терминал по погрузке нефти в железнодорожные цистерны. Еще несколько лет назад жители нашей области даже не предполагали о том, что в нашем регионе может начаться строительство нефтепровода. Трубопроводный транспорт развит в европейской части страны и в Сибири, где сосредоточены крупнейшие месторождения нефти и газа, на Дальнем Востоке до недавнего времени не было ни одного километра магистрального нефтепровода. Амурская область стала первооткрывателем этого необычного для нас вида транспорта. В октябре прошлого года недалеко от Тынды состоялось историческое событие - сварка первого стыка трубопровода «Восточная Сибирь -Тихий океан» на Дальнем Востоке. Губернатор Приамурья Леонид Коротков сравнил начало строительства нефтепровода с сооружением Байкало-Амурской магистрали, а полномочный представитель Президента в ДФО Камиль Исхаков заявил, что о таком проекте регион мог только мечтать. Торжественной сварке первого стыка нефтепровода в Амурской области предшествовало не очень приятное для нашего субъекта событие. Президент России Владимир Путин принял решение изменить трассу трубопровода «ВСТО», отодвинув маршрут на север от озера Байкал. Ранее предполагалось, что труба пойдет вдоль Байкало-Амурской магистрали с выходом в нашу область в поселке Олекма и далее на Тынду и Сковородино. Новый маршрут «ВСТО» дал существенные преимущества соседям - Республике Саха (Якутия), до этого вообще не попадающей в проект, и огорчил амурчан: наш регион лишился около 400 километров нефтепровода, а вместе с этим вспомогательных объектов, нефтеперекачивающих станций, линейного нефтепроводного управления в Тынде и, конечно, налоговых поступлений и рабочих мест. Скалы поражают нефтяников По новому проекту нефтепровод в Амурской области строится от Сковородина на север до границы с Якутией - это 268 километров. Сейчас строители закончили укладку трубы на первом участке - от Тынды до Сковородина и перебрасывают технику на следующий полигон - от Тынды до Алдана. За полгода нефтяники преодолели 137 километров по амурской земле. - Мы знали, на что шли, и, конечно, не ожидали увидеть здесь краснодарский климат и рельеф. На протяжении всей трассы очень сложные геологические условия, - показывает карту начальник штаба по строительству нефтепровода Сергей Стариков. - Многочисленные крутые косогоры, на которых делаются срезки, скальные грунты, когда мощная техника с трудом рыхлит огромные валуны, и, конечно, вечная мерзлота. На глубине одного метра уже лед, в выкопанных под укладку трубы траншеях земля начинает расползаться. Именно геология стала главным барьером на пути строителей, которые привыкли форсировать заданные объемы. Как сейчас выясняется, проектировщики в спешке не учли до конца многие моменты, в частности особенности вечной мерзлоты и скалы. По проекту труба укладывается в траншею глубиной 3 метра и шириной по низу 1,8 метра. Изначально предполагалось, что строители будут делать траншеи в большей степени с помощью экскаваторов и бульдозеров. Но уже на первых километрах нефтяники, привыкшие к марям Западной Сибири, поняли, что даже современная японская техника не может справиться с тяжелым рельефом севера Приамурья - многочисленными хребтами. Ковши экскаваторов вгрызаются в скалу, и все - дальше не идут. Изначально компания «Транснефть» предполагала, что она столкнется с проблемой квалифицированных кадров, поэтому активно готовила сварщиков, не уделяя особого внимания проблемам земли. Без специальных технологий преодолеть амурский участок «ВСТО» оказалось невозможным. На помощь видавшим многое нефтяникам пришли бамовские взрывники. - На протяжении 100 метров могут быть разные виды грунтов: пески, плывуны, - рассказывает начальник участка ООО «Магистраль» Павел Березенкин. - На одном участке работали со скалой, с которой еще нигде не встречались, - 10-й максимальной категории. Только благодаря опыту бамовских строителей удается справиться с такими преградами. Тут даже дело не в новейших машинах, а именно в технологиях, которые использовались еще во времена строительства БАМа. Сейчас «белыми пятнами» от Тынды до Сковородина являются несколько участков, где нефтяники пока не могут справиться с природой. В первую очередь это переход через реку Уркан. Разлившаяся северная река застопорила все планы строителей. Проектировщики ищут пути выхода из этой ситуации, как и из десятков других. Например, на протяжении всего маршрута первого этапа «ВСТО» труба уже сварена в нитку, но на некоторых участках не уложена в траншеи из-за проблем со скальным грунтом. Сейчас строителям приходится закрывать ее досками и рядом производить взрывы, чтобы дать возможность экскаватором вырыть траншеи. Группа компаний «Взрывпром» переработала 624 тысячи кубометров скального грунта. Как говорят строители, это колоссальные объемы. Естественно, что они не были запланированы в смете расходов, поэтому сегодня уже идет удорожание проекта, о недопустимости которого говорил премьер-министр Михаил Фрадков на совещании, проходившем в марте в Нерюнгри. Помощников зовут из Поднебесной Нефтяники ищут разные пути сокращения непредвиденных расходов. Например, одно из предложений руководителей стройки ошарашило местную власть. В регион, где довольно высок процент безработных, компания «Транснефть» намерена пригласить 1200 китайских рабочих. Они будут строить трубопровод в Якутию. С привлечением местного населения не лучше ситуация и в Амурской области: «Транснефть», несмотря на обещания, практически не привлекает для строительства трубы жителей северных территорий. Чуть более 100 человек, задействованных на сооружении «ВСТО» в Тындинском и Сковородинском районах, не идут ни в какое сравнение с многочисленной армией строителей из десятков регионов России, которые работают на реализации проекта. - Тындинцы в основном работают на вспомогательных должностях, которые не связаны непосредственно с прокладкой, - говорят в администрации Тындинского района. - Только единицы допускают до святая святых - до трубы. Но даже здесь местное население получает заработную плату гораздо меньше той, которую платят приезжим. Мы, конечно, ждали большего от строительства нефтепровода. На самом же деле район, кроме налога на доходы физических лиц и мизерных платежей за использование полезных ископаемых, ничего не получает. Впрочем, по мнению глав сел, где базируются нефтяники, строительство трубопровода изменило жизнь поселений в лучшую сторону. В Большом Невере оживились базы, которые остались еще со времен строительства БАМа, в Соловьевске помогают с отсыпкой дорог. Местные главы рады, что даже несколько человек из поселков трудоустроены на объекте. - К нам каждый день приходят устраиваться на работу сковородинцы, - рассказывает начальник трубосварочной базы в Большом Невере Юрий Малышев. - Если у человека есть образование и желание работать, мы его берем. Зарабатывают строители неплохо: водитель трубовоза получает до 40 тысяч рублей в месяц. Но есть еще один важный момент - дисциплина. К сожалению, мужики за годы реформ разучились работать, после первой зарплаты могут запросто уйти в запой. Сегодня мы активно ведем обучение молодежи. Десятки сковородинцев учатся в Томске и в будущем будут обслуживать нефтепровод. - Действительно, требования к рабочим у нас высокие, - рассказал «АП» вице-президент компании «Транснефть» Игорь Солярский. - Ничего удивительного: нефтепровод - объект повышенной ответственности и опасности. Неквалифицированные рабочие просто не могут справиться с задачами, которые перед ними ставятся, и не владеют новыми технологиями. Но их давно никто к этому и не готовит. Главная беда в том, что разрушена система профессионального образования. И не только в Сибири и на Дальнем Востоке, но в целом по стране. Компания «Транснефть» присутствует в 60 регионах, и везде ситуация одинаковая. Когда было принято решение о реализации проекта «ВСТО», рабочий персонал мы намеревались набирать по ходу трассы. Из этого мало что вышло. - Общеизвестны цифры, - продолжает Солярский, - из четырех тысяч работников, занятых на строительстве, только 300 человек - сибиряки. И в основном это водители большегрузного транспорта, экскаваторщики, т. е. работники тех специальностей, которые могут быть задействованы на любой большой стройке - от жилого комплекса до горнодобывающих объектов. Остальных мы привозим из других регионов, и в основном это те рабочие, которые подготовлены на наших обучающих базах и в наших центрах. Амурчанки ищут богатых женихов Как отмечают в администрациях районов и города Тынды, любой коммерческий проект предполагает социальную ориентированность бизнеса. Пока же об этом говорить не приходится: нефтяники не хотят вкладывать деньги в развитие инфраструктуры и поддержку социальных объектов. Поэтому местная власть с упоением вспоминает времена, когда шло строительство подъездных путей к Эльгинскому месторождению угля: тогда БСК «Восток» построила собор в Тынде, часовню в Верхнезейске, не говоря уже о масштабной спонсорской помощи спортивным школам, учреждениям культуры, детским садам. Администрация Тындинского района предложила нефтяникам принять долевое участие в сооружении моста через реку Гилюй, который будет необходим самим же строителям трубопровода, но получила отказ. В «Транснефти» считают, что строительство мостов - это прерогатива государства, а компания платит значительные средства в бюджет. - В данный момент идет только строительство нефтепровода, когда начнется эксплуатация комплекса, то она вызовет увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, - подчеркивают в компании «Транснефть». - Основными статьями доходов будут налог на прибыль, составляющий в зависимости от субъекта РФ и муниципального образования от 15 до 40% всех налоговых доходов бюджетов, подоходный налог с физических лиц, составляющий в муниципальных образованиях от 15 до 30% всех налоговых доходов и от 30 до 45% доходов для субъектов. Представители Уфы, Красноярска, Тюмени, Омска, Самары, Краснодара приезжают в северную столицу Приамурья за «длинным рублем». Как нам стало известно, контрактная зарплата на строительстве нефтепровода «ВСТО» начинается с 30 тысяч рублей в месяц на низших должностях и достигает нескольких сотен тысяч на руководящих. Большую часть денег нефтяники отправляют на родину, а часть остается в магазинах, офисах, ночных клубах и барах Тынды, Нерюнгри. Сегодня в развлекательных заведениях северной столицы Приамурья строители - желанные гости. Некоторые жительницы Тынды даже специально приходят в клубы и кафе в надежде встретить «нефтяного шейха». - В Тынде трудно найти достойного мужчину, который смог бы обеспечить мои запросы, поэтому последнее время я каждые выходные хожу сюда - выбираю подходящую кандидатуру, - говорит студентка Елена Громова, потягивая мартини за барной стойкой в одном из местных клубов. - Жалко, что нефтяники уже уходят из города. Но я думаю, что еще успею реализовать свои планы. Не меньше студентки о постепенном уходе нефтяников жалеют многочисленные тындинцы, которые сдают квартиры. Горожане, почувствовав спрос на жилье, стали делать бизнес на сдаче недвижимости. Они делают ремонт, оснащают квартиру современной техникой и за 10 - 20 тысяч рублей отдают в аренду жилье - для Тынды это довольно высокие цены. Тындинцы также надеялись на то, что в городе будет построено линейное нефтепроводное управление. Однако «Транснефть» выбрала для размещения офиса центра эксплуатации участка от Сковородина до Алдана город Нерюнгри. В столице Южной Якутии оказалось больше преимуществ, чем в Тынде: развитый аэропорт, инфраструктура и наличие требуемой строительной площадки. В результате этого по разным подсчетам столица БАМа потеряла около 300 рабочих мест. Труба идет на север Самое трудное нефтяников ждет впереди. Сейчас начинается строительство трубопровода от Тынды до Алдана. Участок, проходящий по Амурской области до границы с Якутией, сложный в плане отсутствия каких-либо дорог - в первую очередь автомобильных. Амуро-Якутская магистраль расположена в 48 километрах от трассы нефтепровода, поэтому для того чтобы завозить трубы, нужно строить дорогу от АЯМа. Пока же в Нагорном у подножия Станового хребта, где проходит железная дорога, строители разбили вахтовый поселок с жилыми вагончиками, банями, столовыми, ремонтными мастерскими. На стройку поступает новейшая импортная техника: трубовозы, экскаваторы, бульдозеры. Как подчеркивают в центре управления проектом «ВСТО», все идет по графику, и в 2008 году по трубе пойдет первая нефть. А этим летом в нефтепровод на амурском участке будет запущена вода. Таким образом специалисты будут проводить гидроиспытания, которые должны будут еще раз доказать надежность трубопровода. Летом же должно начаться сооружение терминала в Большом Невере. Сначала механизаторы должны подготовить площадку, а потом будет начат монтаж оборудования для погрузки нефти в цистерны. На первом этапе «черное золото» от Сковородина до Тихого океана будет транспортироваться по железной дороге. Предположительно, через несколько лет начнется строительство нефтепровода от Сковородина до бухты Козьмино в Приморском крае. Сейчас просчитываются объемы нефти, которые в будущем будут перекачиваться по трубе. Эксперты предполагают, что с этим могут быть проблемы: разведанных запасов хватит только для загрузки половины мощности трубопровода. Впрочем, в любом случае нефть придет в Амурскую область, а это значит, что регион получит новые возможности для развития: в первую очередь рассматривается вопрос о строительстве нефтеперерабатывающего завода, продолжения сооружения трубопровода в Китай. В «Транснефти» говорят, что значение нефтепровода амурчане почувствуют уже в ближайшее время. - Миссия компании «Транснефть» заключается не только в строительстве и эксплуатации трубопроводов, - отметил глава «Транснефти» Семен Вайншток. - Мы несем жизнь на те широты, где ее нет, приносим высокие технологии и корпоративный дух. Тындинский район.

Возрастная категория материалов: 18+