...«Про Федота Стрельца» Леонида Филатова, «Женитьба Бальзаминова» Александра Островского, «Женский вопрос» Надежды Тэффи, «Мой бедный Марат» Алексея Арбузова. Невозможно посчитать, сколько раз выходили самодеятельные артисты к своим коллегам с шоу-театром пародий. Ни один праздник в вузе не обходится без участия местных театралов под предводительством Ирины Марченко. Будь то Новый год, 8 марта, посвящение в студенты или Международный день театра. Недаром среди студентов бытует шуточная поговорка: «Аббревиатура МАП сейчас переводится как «Марченко Представляет». Союз профессионалов и дилетантов Одна величайшая особенность, присущая Ирине, - тяга к эксперименту. Казалось бы, на смелый рискованный шаг способны только молодые. По крайней мере, так нас уверяет расхожая философия. (По телевидению сегодня часто мелькает красивая рекламная заставка «Страна сильна молодыми».) Марченко к молодежи никак не причислишь. Тем не менее обвинить в неспособности к риску язык не повернется. Это просто неслыханно - в студенческий театр она пригласила работать двух профессиональных актеров, один из которых - заслуженный артист России! Роберт Салахов, увенчанный регалиями и званиями, по его словам, долго колебался, сможет или нет работать вместе с непрофессионалами. Вдобавок драматургический материал ему вначале сильно не понравился. Алексей Слаповский обозначил свою пьесу как психологический боевик. Салахову же показалось, что времена уголовного жанра прошли, подростковая преступность сегодня идет на убыль, проблемы, поднятые драматургом, прочно осели в 90-х годах прошлого века. Марченко, как режиссер, проявила завидную настойчивость и убедила актера, что пьеса не потеряла актуальности, даже наоборот - преступность растет с каждым днем и все больше молодеет. А к вопросу о дилетантах... Роберт нынче пребывает в большой растерянности, не знает наверняка, что лучше: актер с театральным дипломом, играющий без огонька в душе, или новичок, мало что умеющий и никогда не помышлявший о большой сцене, но зато играющий столь вдохновенно, что прямо «искры летят из глаз». Наталья Петрова, тоже артист театра драмы, призналась, что получила истинное удовольствие от работы с начинающими актерами. Они заражали ее своим неподдельным энтузиазмом, чистотой, наивностью. Поначалу всерьез обсуждала ситуацию с Робертом: «Справимся ли? Признают ли нас ребята? Договоримся ли с Ириной? Это она для ребятишек - безусловный лидер, а с нами ей будет трудней». Но ничего страшного за три месяца интенсивных репетиций не было ни разу. Обе стороны с удовольствием шли на компромисс. Потому спектакль и получился. Что значит клинч? Это - боксерский термин, обозначающий положение, когда противники обхватывают друг друга руками, сцепляются, обнимаются. Далее все зависит от партнера. Подлец может ударить исподтишка, незаметно для судьи. Оттолкнув противника, ты открываешься и можешь получить резкий удар. Удары в этом спектакле получают все. За один вечер и одну ночь все пять действующих лиц переживают столько эмоций и ситуаций, сколько ни один из них не переживал, может, за всю жизнь. Две девушки влюбляются в своего учителя (Роберт Салахов). Одна, получив отказ, кончает жизнь самоубийством, другая ( второкурсница Анна Широкова) пытается наказать строптивого педагога. Пользуясь знакомством с главой банды рэкетиров Барабанщиком, которого играет третьекурсник Дмитрий Милютин, она «действует на нервы» вначале учителю, потом его жене (артистка Наталья Петрова) и их сыну (студент 2-го курса Вадим Галактионов), грозит убийством всей семье. Самое странное, что этому охотно веришь. Слишком много сегодня крови и насилия на экране. Уже двадцать лет, как провозглашен лозунг: «Деньги - любой ценой!» Вот и Барабанщик, когда-то талантливый музыкант, в погоне за чистоганом стал подонком и убийцей, «авторитетом», которого боятся и уважают за наличие больших денег. А добропорядочная учительская семья, основываясь на позиции высокой морали, не может ничего противопоставить преступнику с оружием. Спектакль не простой, и сверхзадача его не простая, и не все ее правильно поняли. Мороз по коже шел, когда некоторые зрители в зале хохотали во время сцены убийства. Нет, не потеряла актуальность пьеса Слаповского. Театр и МАП близнецы-братья Когда в областном центре появился филиал столичной академии, его руководство согласилось с мнением Ирины Марченко: «Нынешнее поколение растет без театра. Его подменили компьютер, видеофильмы, а также развлекательные учреждения типа ночных клубов: заплати деньги - и тебя будут развлекать. А как же духовный рост студентов? Без гармонично развитой личности не получится хорошего специалиста!» Директор филиала Мария Горевая широко распахнула двери учреждения: «Занимайтесь, Ирина, сколько хотите. Лишь бы на пользу студентам». - Я пришла сюда, - рассказывает Марченко, - имея богатый опыт работы со студентами в АмГУ. Приятно вспомнить, что за спектакль «Зойкина квартира» по Михаилу Булгакову на городском театральном смотре из 16 номинаций мы получили все 16! Там, как и здесь, мы работали не только с драматургией. Студенты вначале приходят на имитацию Аллы Пугачевой и Валерия Леонтьева, Шуры и Жанны Агузаровой, а потом уже приглядываются к серьезному театру. Я часто встречаю выпускников АмГУ, а теперь и бывших МАПовцев, и они хором говорят мне: «Вы «испортили» наш художественный вкус, Ирина Юрьевна. Теперь, где бы мы ни были, сразу идем в местные театры и смотрим на их спектакли уже совсем другими глазами. И должны сказать, очень многое нам не нравится: много пошлости, бездумности, желания заигрывать с публикой. У нас в студенческом театре такого не было». Не все было так гладко с театральным коллективом МАПа, как может это показаться со стороны. Поначалу вуз не имел собственной сцены. Два года арендовали зал в ДОРА, затем 4 года - в театре кукол. Специфика студенческого коллектива вообще очень сложна. Нет постоянного коллектива. Только приобретет студент необходимые навыки, как уже получил диплом - и нет его. После вуза начинается суровая жизнь: работа, семья, дети, желание побольше подзаработать. Не до театра. Впрочем, в нынешнем коллективе есть один человек, который предан ему уже семь лет. Вадим Бахтин, дипломированный специалист по мировой экономике, пять лет занимался в театре во время учебы в академии и еще два года - после. Тут, кстати, играл в спектакле «Мой бедный Марат» вместе с будущей женой Еленой Мартыновой. Вначале любил героиню пьесы согласно роли, а потом и по-настоящему в нее влюбился. - Жуткое дело, - смеется Марченко, - слишком часто мы наблюдали такое: что на сцене играет человек, то потом у него и в жизни случается. Мой бывший актер театра АмГУ, а сегодня председатель областного совета народных депутатов Олег Турков также познакомился с будущей супругой на сценических подмостках. - Значит, чтобы утрясти вопрос в личной жизни, нужно войти в ваш театр? - Может быть, и так. Но вообще-то мы занимаемся здесь только с одной целью: я пытаюсь дать ребятам шанс попробовать себя ярко обозначить в пространстве. Каждый день я их спрашиваю: «В какой мир я выпущу своих внуков, а вы своих детей? Чтобы мир отмылся дочиста, тяните себя за волосы, как Мюнхаузен, выбирайтесь из болота повседневности и мещанства. Постоянно постигайте что-то новое, переходите в другую ментальность. Тогда и по себе вы найдете вторую половинку, и дети ваши будут счастливы, и горизонты новые откроются. Вот, собственно, и все мои маленькие задачи этих наших совместных игр.

Возрастная категория материалов: 18+