Надо было защищать свои земли. В 1853 году на шилкинском заводе, в 80 километрах от Сретенска, были заложены корпуса первых военных пароходов «Аргунь» и «Шилка». Следующим летом «Аргунь» вошел в воды Амура, на его борту был губернатор Муравьев. В 1855 году прибыли в Николаевский пост построенные в Америке пароходы «Америка», «Амур», «Лена». Через шесть лет на Амуре уже пять вооруженных пароходов, но этого было крайне недостаточно для охраны дальневосточной границы. Однако царское правительство постоянно откладывало постройку кораблей. Лишь в 1900 году из-за частых столкновений с маньчжурами и хунхузами пришлось срочно переоборудовать в канонерские лодки коммерческие пароходы «Хилок», «Третий», «Газимур» и «Амазар». Названия кораблям под стать Вопрос о создании на Амуре постоянной военной флотилии решился лишь в 1903 году - был заказ сормовскому заводу построить для этой цели десять канонерских лодок. Но к началу русско-японской войны суда еще не были готовы. Чтобы не допустить прорыва японских сил в устье Амура, пришлось спешно переоборудовать шесть железных барж под плавучие батареи. На каждой устанавливались по два 150-миллиметровых орудия и по два пулемета. Одновременно с Балтики по железной дороге в Сретенск, а затем водным путем в Николаевск были переброшены три миноноски. Кстати, одной командовал Георгий Седов, впоследствии выдающийся исследователь Северного Ледовитого океана. Весной 1905 года из Сормова железная дорога доставила на Амур десять паровых канлодок длиной 54, шириной 8 метров. Вооруженные пушками и пулеметами, они существенно укрепили мощь флотилии. Их названия («Монгол», «Орочанин», «Бурят», «Вогул», «Вотяк», «Сибиряк», «Зырянин», «Киргиз», «Карел», «Калмык») потом не раз упоминались в донесениях. В это же время по приказу главнокомандующего флотом и армии на Дальнем Востоке инженерами балтийского завода был разработан проект бронированной башенной канлодки. Впервые в мире установленные на них дизели дали возможность увеличить автономность и скорость плавания. В 1910 году были построены еще несколько новеньких мониторов, которым не случайно дали такие «быстрые» названия: «Гроза», «Вихрь», «Смерч», «Тайфун», «Ураган», «Шквал», «Шторм». Их тоже доставили к нам по железной дороге в разобранном виде. Испытания показали: это самые мощные в мире речные суда. Длина - 70,8 метра, ширина - 12,8, осадка - 1,4 метра при водоизмещении в 946 тонн и скорости хода в 11 узлов. На каждом были установлены по шесть орудий, семь пулеметов, а борта и палубу прикрывала броня. Они во многом превосходили паровые канлодки, потому впоследствии стали называться мониторами. Прообразом бронекатеров стали посыльные катера с не менее звучными именами: «Пика», «Копье», «Штык», «Пуля», «Палаш», «Пистолет», «Кинжал», «Рапира», «Шашка», «Сабля». Во время Гражданской войны и одновременной оккупации Дальнего Востока японской военщиной Амурская флотилия была частично разоружена и захвачена. И только после заключения мира корабли, которые были уведены по Сунгари, вернулись домой. Впоследствии названия многих «приобрели», так сказать, революционное звучание: канлодка «Вогул» стала «Беднотой», «Сибиряк» - «Красным Знаменем». Монитор «Шторм» переименовали в «Ленин», «Вьюгу» в «Свердлов», «Ураган» в «Красный Восток». Кроме создаваемых вдоль границы пограничных застав, большую роль в укреплении рубежей сыграла Амурская флотилия. Наши корабли теперь ходили вдоль китайской границы, надежно заслоняя молодую республику от китайцев и белогвардейцев. Когда Япония оккупировала Маньчжурию и Северный Китай, вооруженные провокации на Амуре и Уссури возобновились. Начались ежедневные обстрелы погранзастав, сел, судов. Так, 30 июня 1937 года был потоплен бронекатер N 72, погибли шесть краснофлотцев. Непривычная тишина В трудную пору 1941 года с Дальнего Востока на запад ушло 25 стрелковых бригад, в числе которых было несколько тысяч моряков-амурцев. Но нельзя было ослаблять и боеспособность кораблей. Перед войной с Японией в состав Амурской флотилии входили мониторы «Ленин», «Свердлов», «Красный Восток», «Активный», не считая канонерских лодок, 52 бронекатеров, 12 тральщиков, 7 минных катеров, 36 тральщиков и вспомогательных судов. Кроме того, в переброске войск принимали суда Амурского пароходства. Более чем пятимиллионная армия Японии с ее армадой танков, самолетов и кораблей капитулировала. По Амуру и Уссури снова пошли торговые и пассажирские суда без страха, что будут обстреляны неприятелем или провокаторами. Свое назначение Краснознаменная Амурская флотилия выполнила. В 1953 году все ее корабли и катера были законсервированы, а личный состав демобилизован. Непривычно тихо стало в затоне, где раньше было тесно кораблям и стоял мощный гул от двигателей кораблей. Теперь службу по охране границы стали нести пограничные катера. Их сейчас немного осталось - можно пересчитать по пальцам одной руки. За Амуром дружественная страна, но времена имеют свойство меняться. Недаром древние говорили: хочешь мира - готовься к войне. Единственным напоминанием о существовании в прошлом грозной Краснознаменной Амурской флотилии, о ее роли в освобождении Китая стал памятник на набережной. Легендарный бронекатер установлен на месте переправы советских войск и техники во время войны с Японией.

Возрастная категория материалов: 18+