Если окунуться в историю, то можно увидеть, что история казначейства неотделимо связана с историей развития Российского государства в целом. Именно во времена Древней Руси появилось такое понятие, как «казначей» -человек в боярской администрации, хранитель княжеских ценностей (казны). Благодаря Петру I в 1710 году создана Казначейская контора, следящая за поступлением налогов в казну государства. Но только в 1821 году в Российской империи сложился и был усовершенствован четкий механизм деятельности казначейств: от центрального (Департамента Государственного казначейства) до местных (губернских и уездных казначейств). В начале 20-го века роль казначейства на территории страны только усиливалась, но с 1918 года казначейство было полностью упразднено, с передачей своих функций новым финансовым органам. В декабре 1992 года президентом был подписан Указ № 1556, который положил начало возрождению казначейства на территории современной России. Этим указом определяется, что Федеральное казначейство является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению исполнения федерального бюджета. Следует отметить, что на начальном этапе создания органов казначейства присутствовало непонимание необходимости перевода бюджетных финансовых потоков под казначейский контроль со стороны участников бюджетного процесса, а также сопротивление со стороны коммерческих банков, из оборотов которых изымались миллиардные государственные денежные средства. Первые годы становления Федерального казначейства выпали на непростое время развития страны в целом: спад объемов производства, кризис неплатежей, увеличение задолженности по заработной плате и многое другое. Поэтому тогда казначейство выступило как жесткий контролер за своевременным поступлением платежей в доход бюджета и государственные внебюджетные фонды, за надлежащим использованием бюджетными учреждениями выделяемых средств. На территории Амурской области началом создания системы Федерального казначейства считается 19 ноября 1993 года, когда начальником управления Эльвиной Иосифовной Харченко был подписан приказ «О создании органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации на территории Амурской области». Теперь 19 ноября стало для всех казначеев области профессиональным праздником. Практически в это же время в районах стали создаваться отделения, и уже к августу 1994 года их было сформировано 21, по количеству территориальных единиц области. Именно тогда начала создаваться кадровая и материально-техническая база управления и отделений: помимо руководителя, начинали с нуля и приняли активное участие в становлении и развитии казначейской системы области замечательные люди, профессионалы своего дела: Нина Васильевна Щевлягина, Ирина Васильевна Ханенко, Павел Иванович Шелехан, Тамара Васильевна Ялакова, Елена Ивановна Андреева, Татьяна Владимировна Медведева, Татьяна Ивановна Воробьева, Мария Павловна Непомнящая, Геннадий Петрович Свирин, Галина Алексеевна Горнова, Валентина Ивановна Обыденных и другие. С 1997 года органы Федерального казначейства области приступили к открытию и ведению лицевых счетов распорядителей и получателей средств федерального бюджета, осуществлению кассовых расходов. С октября 1998 года управление переходит на электронный документооборот с Банком России, что значительно упрощает процесс проведения платежей. С 1999 года вводится жесткий контроль над обязательствами бюджетных учреждений, финансируемых из федерального бюджета, по оплате коммунальных услуг. Это позволяет уменьшить задолженность Федерального бюджета перед поставщиками услуг, а потом и сократить ее. 2001 год был ознаменован переходом на централизованную систему учета доходов федерального бюджета и переводом исполнения расходов федерального бюджета с единого счета управления. Также подписано соглашение о частичном кассовом обслуживании исполнения бюджета Амурской области. С 2002 года все федеральные, региональные и местные налоги и сборы зачисляются на единый доходный счет, открытый УФК по Амурской области, а также завершена работа по переводу счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в органы федерального казначейства. В 2003 году УФК по Амурской области одно из первых в России приняло на полное кассовое обслуживание областной бюджет и частичное кассовое обслуживание местные бюджеты. 2004 год - период внедрения порядка доведения лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета. В 2005 году у государства возникла необходимость учета всех администраторов платежей в доход федерального бюджета, функции регистратора также возлагают на органы казначейства, что позволило сравнительно безболезненно начать реализацию Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления». Во второй половине 2005 года УФК по Амурской области по распоряжению Федерального казначейства России осуществляет пилотное внедрение нового порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов и местных бюджетов и стопроцентно переводит областной бюджет на новый порядок. С 2006 года исполнение всех 319 местных бюджетов области принято на полное кассовое обслуживание через бюджетные счета управления. В 2007 году казначейство приступило к ведению реестра госконтрактов, заключенных от имени Российской Федерации по размещению заказов для государственных нужд и переводу участников бюджетного процесса на электронный документооборот. Сейчас, оглядываясь назад, кажется, что все эти этапы были преодолены легко и просто, но нельзя не отметить, что это огромный кропотливый труд и основная заслуга, конечно же, лежит на специалистах Амурского казначейства. В настоящее время в управлении создано 13 отделов, работу которых координируют 3 заместителя руководителя по функциональным направлениям работы. Штатная численность работающих в органах федерального казначейства по Амурской области составляет 590 человек, высокий профессионализм объясняется и тем, что 92% работников имеют высшее образование. Коллектив управления можно назвать молодым, ведь более половины сотрудников не достигли 35-летнего возраста. Каждый год коллектив пополняется выпускниками вузов области. Соблюдается преемственность поколений: опытные сотрудники делятся своими знаниями и навыками с молодыми коллегами. Многолетняя и добросовестная работа казначеев оценена государственными и ведомственными наградами. Почетное звание «Заслуженный экономист Российской Федерации» присвоено руководителю управления Эльвине Иосифовне Харченко и его заместителю Нине Васильевне Щевлягиной. Награждены нагрудным знаком «Отличник финансовой работы» 31 человек, Почетной грамотой Министерства финансов Российской Федерации 15 человек. За достигнутые успехи в развитии органов Федерального казначейства коллективу Управления Федерального казначейства по Амурской области министром финансов Российской Федерации А. Л. Кудриным объявлена благодарность. Конечно, 15 лет - это не большой срок в масштабах истории финансов, но сложно умалить то, что сделано за это время. И это еще не предел, ведь казначейская система развивается и совершенствуется, и перед ней стоят большие государственные задачи.

Возрастная категория материалов: 18+