647 километров маршрутной протяженности, навигационный период 165 суток. Такими характеристиками всего два года назад обладала одна из самых востребованных дальневосточных транспортных водных артерий под названием Зея. Для амурских рек показатели очень даже неплохие, особенно если учесть, что у старшего брата по имени Амур навигация длится всего на 11 дней дольше. Каково состояние Зеи, сегодня не берется точно сказать никто, однако ее недавнее исключение из государственного реестра транспортных рек России говорит о многом. Река мелеет из года в год, приятным исключением стал лишь нынешний период. - После того как ГЭС начала сброс воды, уровень Зеи сильно поднялся, - рассказал корреспонденту «АП» руководитель ЗАО «Торговый порт Зея» Александр Соколов. - До этого пару лет ходить по реке приходилось с большой опаской. У нас теперь другая проблема - два месяца навигации практически потеряны - на носу август, а в городе Зее, Зейском и Мазановском районах еще нет ни одной тонны свежего угля. По словам Александра Алексеевича, лет пять назад город уже, как говорится, стоял на ушах в декабрьскую стужу. Чуть ли не вахтовым методом ломами дробили остатки черного золота, доставляемые автомобилями. Запас угля, который не успели перевезти по реке, промерзал до состояния камня прямо в кузовах. Скорее всего, в этом году история повторится. В случае чего после начала холодов к транспортировке угля снова подключатся грузовики, которые потянут прицепы через Тыгду. По расчетам портовых специалистов, жителям города и Зейского района потребуется около 82,5 тысячи тонн твердого топлива, еще 20 тысяч тонн отправится в топки Мазановского района. Таким образом, речной флот становится все менее востребованным. По разным причинам альтернативный транспорт поглощает одну из главных статей доходов речников на Зее - 70% прибыли приносит именно северный завоз угля. Как будет выглядеть следующая навигация, специалисты боятся даже предсказывать, признаваясь, что живут одним днем. - Положение очень шаткое, - продолжает Александр Соколов. - Я еще помню, как по Зейскому водохранилищу ходила «Ракета», было множество других современных судов. Сегодня из коллектива в 350 человек осталось всего 70, и если уголь не пойдет, мне придется уничтожить причал, распродать оборудование, а суда отдать пароходству для работы на нижнем Амуре. Шаткое положение флота на Зее подтверждают и амурские ученые. По их словам, сбросы воды на ГЭС действительно смогли оздоровить обстановку с уровнем наполняемости реки. Однако такое оздоровление может быть временным. Сегодня они пытаются изучать будущее влияние на реку со стороны нижнезейских ГЭС, строительство которых планируют начать уже в следующем году. - Думаю, что реке осталось всего года четыре, - констатировал руководитель кафедры водного хозяйства ДальГАУ Иван Алексейко. - После появления дополнительного каскада ГЭС на Зее даже сбросы будут концентрировать воду в промежутках между плотинами. Таким образом, общий уровень воды как таковой исчезнет. Судоходство в подобных условиях станет невозможным. Дальше Свободного из Благовещенска теплоходы не пройдут. О влиянии на реку уже действующих ГЭС можно судить по таким показателям: в 1972 году на гидропосту Белогорье максимальный расход воды составлял 22,5 тысячи кубометров в секунду. Сразу после появления ГЭС в 1984 году было отмечено снижение расхода почти на девять с половиной тысяч кубометров. С одной стороны, регион перестали тревожить постоянные наводнения, с другой - никто не знает, чем аукнется дальнейшее вмешательство в естественное течение реки. Мнение специалистов гидрометцентра еще более тревожное. Они считают, что нижнезейские ГЭС будут забирать почти всю воду, которая достается Амуру в месте слияния. В районе Благовещенска Зея превратится в ручей. Сравнительно небольшие разногласия во мнениях специалистов дают мало шансов на более благополучное развитие событий.