Спорят, владеет она этим жанром или нет. Конечно, ее выступления на эстраде — нарушение догм. Ведь она актриса МХАТа имени Чехова. В старом Художественном театре во времена Станиславского и Немировича-Данченко этого никто бы не допустил. Но старого Художественного театра давно нет, сейчас другие времена.

Ирина Мирошниченко нашла себя на эстраде. Секрет популярности Ирины Мирошниченко разгадать непросто: ведь она не так уж часто появляется на экране в новых киноролях, редко участвует в телевизионных программах и никогда не становилась героиней светской хроники. И тем не менее популярность актрисы не вызывает сомнения. Возможно, секрет таится в неповторимом обаянии актрисы, ее духовности. Ведь те качества, которые составляют внутренний мир человека, неизбежно отражаются на его внешности. Ирина признается, что ощущает себя в промежутке от двадцати до тридцати лет и всячески старается поддерживать такое душевное состояние. Энергия, постоянное обновление и поиск нового — не просто черты характера Мирошниченко, а смысл ее жизни.

Ирина Петровна родилась в Барнауле во время эвакуации, но по праву считает себя коренной москвичкой. Ее мать Екатерина Мирошниченко — актриса, ученица А. Таирова. Сразу после окончания войны их семья вернулась в Москву, где жили ее предки. От них Ирина унаследовала особую утонченность, знание французского языка и любовь к музыке. С шести лет она обучалась в училище имени Гнесиных, пела, танцевала, играла на скрипке. Еще в детстве Мирошниченко мечтала только о том, как она станет актрисой. Молодая, красивая, элегантная, она пришла во МХАТ в 1965 году после окончания школы-студии и сразу заняла первое положение. Она осталась служить этому театру и со временем переиграла во МХАТе всех чеховских героинь. В «Чайке» Чехова, поставленной Б. Ливановым в 1968 году, сыграла Машу, едва ли не свою самую знаменитую роль тех лет. Потом были чеховские «Три сестры», где она играла сначала Ольгу, потом Машу. Позже сыграла Елену Андреевну в «Дяде Ване», не повторив рисунок, найденный А. Михалковым-Кончаловским в его известном фильме с ее же участием. К тому времени она уже была мастером. Чехова играла много: Аркадину в «Чайке», Раневскую в «Вишневом саде», Сарру в «Иванове». Роман Виктюк поставил специально для Мирошниченко во МХАТе два спектакля — «Украденное счастье» и «Татуированную розу». Правда, за последние пятнадцать лет театральный репертуар Мирошниченко не изменился. Она не играет ни в одном новом спектакле, за исключением «Татуированной розы», поставленной еще в 1983 году.

В кинематографе Мирошниченко начала сниматься еще во время учебы в театральной студии. Ее первой работой стала роль Кати в картине «Я шагаю по Москве» (1963). За эти годы она сыграла около пятидесяти ролей. Среди них были и чеховские героини, которых она так любила играть в театре, например Елена Андреевна в фильме «Дядя Ваня» (1970), но много и современных образов: Рита в картине «Ошибка резидента», Мария в фильме «Это сладкое слово "свобода"», Наташа в фильме «Профессия следователь». В восьмидесятые годы Мирошниченко снялась в роли Алисы в картине «Рыжий, честный, влюбленный» (1984), сыграла мадам Вонг в фильме «Тайны мадам Вонг» (1986) и Юлию Ивановну в фильме «Зимняя вишня-2». Ей довелось работать в кино с известными режиссерами: А. Михалковым-Кончаловским, И. Масленниковым.

Критики часто отмечали интеллектуальную игру актрисы и подчеркивали, что красота Мирошниченко особая, поэтому она часто играла тот тип женщин, которые считались отрицательными в советском кинематографе. Среди ее героинь были иностранки, жены подонков и проходимцев. Сама же Мирошниченко наиболее важной для себя считает работу в фильмах «Дядя Ваня», «Пришел солдат с фронта». Последний фильм дорог актрисе и потому, что он отражает судьбу целого поколения.

Впрочем, Мирошниченко в равной степени удаются и классические, и современные роли. Она всегда по-своему и очень интересно трактует как те, так и другие образы. Облику интеллигентной женщины соответствует и одежда, которую предпочитает носить актриса. Она любит не только красивые, качественные, но и стильные вещи. Также внимательно относится Мирошниченко и к той одежде, в какой выходит на сцену, поскольку, по ее мнению, одежда помогает увидеть пластику персонажа и обрести свободу движений, что приводит к полному самовыражению. Поэтому актриса работает над сценическими костюмами вместе с театральным художником, предпочитая и в жизни, и на сцене классические черные цвета.

Она энергична и деятельна. В 90-е годы несколько лет возглавляла департамент культуры Москвы. Ее называют «амазонкой за рулем». За рулем она всю жизнь, и без машины себя не представляет. Она любит скорость, азарт и разъезжает по Москве на своем черном шестисотом «Мерседесе». Конечно, ее узнают все гаишники. Вообще она ценит вещи и любит роскошь, обожает антиквариат, собирает его всю жизнь. Имеет две квартиры в центре Москвы.

О личной жизни актрисы известно немного. Ее первым мужем был писатель, драматург Михаил Шатров, с которым она давно рассталась. По свидетельству ее коллег, у актрисы был долгий продолжительный роман с великим режиссером Олегом Ефремовым. В свою сегодняшнюю жизнь она никого не пускает — закрылась и отгородилась от всех плотной стеной. Люди, знающие ее много лет, много раз выходившие с ней на одну сцену, говорят о ее одиночестве: у Мирошниченко нет родных и друзей. У нее очень непростой характер, вытекающий из ее высочайшей культуры и глубочайшей порядочности: она не прощает людям многих вещей, поднимает человеческие отношения на очень высокую планку. Естественно, многие этого не выдерживают.

Единственный концерт Ирины Мирошниченко в нашем городе состоялся в рамках фестиваля «Амурская осень» в 2004 году. Актриса прилетела всего на один день. В своем сольном выступлении она спела 24 песни из программы «Коренная москвичка» и французские шлягеры прошлых лет. До сих пор в моей памяти необычная атмосфера этого концерта, большая сила впечатления от ее песен и сценического имиджа. Надо сказать, незадолго до приезда в Благовещенск Ирина Петровна перенесла сложную нейрохирургическую операцию по удалению доброкачественной опухоли головного мозга и была, наверное, не в самой лучшей своей форме. Но концерт прошел блестяще.

За кулисами она согласилась со мной побеседовать, дать мини-интервью. Общение с ней оставило самые приятные воспоминания. По окончании разговора замечательная актриса подарила мне красивый буклет со своими снимками разных лет. В тот вечер она была мила, любезна, в прекрасном расположении духа, сказала, что довольна выступлением и горячим приемом публики. Недавно прекрасная актриса отметила очередной юбилей. Ей исполнилось 65. В это невозможно поверить, потому что Ирина Мирошниченко — это признанная красота, природа и стать.

Из досье АП

Ирина Петровна Мирошниченко родилась 24 июля 1942 года в Барнауле. С 1965 года по настоящее время — актриса МХАТа имени Чехова. Народная актриса РСФСР (1988 г.). Помимо работы в театре и кино, выступает на эстраде.