Давайте попробуем разобраться в том, что же такое - готовность к школе. Не пугайте его школой Если ребенок читает, умеет считать и запоминает поэтические тексты целыми страницами, это еще не показатель готовности к школе. Часто бывает, жалуются педагоги, что интеллектуально развитый ребенок на уроках балуется и не выполняет распоряжений учителя. Дело в психологической готовности и позитивном настрое, убеждены психологи. Категорически неправы те родители, которые пусть даже и в мимолетном раздражении, но начинают пугать малыша грядущими трудностями: «что о тебе учительница скажет, если ты не хочешь делать то или это», «все дети будут учиться хорошо, а ты ленивый (неаккуратный, бестолковый и т. д.)». Нужно помнить, что в школе тоже будет работа не всегда интересная, но делать ее нужно. Поэтому, поддержав ребенка, сказав, что вы в него верите и у него все получится, вы поможете ему преодолеть страх и неуверенность в себе. «Есть слово «надо» Важно научить ребенка понимать слово «надо», сформировать у него навык доводить начатое дело до конца, научить добиваться пусть даже самой маленькой, но победы. И хвалить, хвалить, хвалить. Ребенок должен уметь управлять своим поведением и вниманием, уметь запоминать и воспроизводить учебный материал. Ну и, безусловно, уже должны быть сформированы определенные моральные представления: умение поделиться, уступить, простить и прочие, которые помогут ребенку построить отношения в новом коллективе сверстников. Как правило, особенно трудно в этом плане детям, которые не посещали детский сад. Если есть возможность, гуляйте с ребенком во дворе, на пляже, в парке, пусть он пытается сам знакомиться, дружить с детьми разного возраста, не ограничивайте его в этом плане. Навыки самообслуживания ему тоже должны быть уже присущи. Сейчас в каждом первом классе встречаются дети, которые или не могут самостоятельно одеться или обуться (а ведь они будут ходить и на физкультуру, и гулять), а времени между уроками не так и много, или быстро в столовой за перемену поесть (очевидно, дома опекаются заботливыми бабушками, нянями). «А он у нас читает» Некоторые родители думают, что главное - научить будущего школьника читать и считать до 100. В результате, как отмечают учителя начальных классов, дети, приходя в школу, умеют читать по слогам, но не знают при этом алфавит (буквы-звуки), не могут провести звуковой анализ слова (выделить гласные-согласные, глухие-звонкие, твердые-мягкие). Обратите на это внимание. Не стремитесь, чтобы ребенок научился считать до 100, 1000, 1000000. Важно, чтобы он понимал состав числа и мог производить простые математические действия сложения и вычитания в пределах хотя бы первого десятка. Чтобы ребенок это быстрее освоил, можно использовать рисунки, схемы. В игровой форме проверьте его знание геометрических фигур, покажите, как можно из них составлять разные композиции, например, дом, машину, снеговика и т. д. Рисуйте орнаменты Много внимания уделяйте развитию тонких движений кисти. Закрашивание внутри контура, мозаика, рисование, лепка из пластилина, конструирование, вырезание ножницами сложных деталей из бумаги, - все это поможет увереннее держать карандаш, ручку. Учителя не рекомендуют родителям обучать детей написанию письменных букв, потому что переучивать потом труднее, чем учить заново. Вместе с тем советуют научить ребенка писать печатные буквы и тренироваться рисовать орнаменты с элементами букв. Развивайте воображение Читая с ребенком книги, рассматривая иллюстрации, побуждайте его к пересказу, составлению рассказа по незнакомой картинке. Поиграйте в игру вопросов и ответов, предлагая ответить малышу на ваши вопросы после прочтения текста. Готовность ребенка к школе проверяется по умению классифицировать, обобщать, сравнивать. Задания на развитие этих умений можно найти в специальных пособиях по подготовке в первый класс («Готовимся к школе», «Азбука для дошколят», «Развивающие игры» и т. п.). Вы сами можете легко придумать простые детские игры для тренировки умственных навыков, например, назвать (показать) ребенку ряд предметов и попросить найти у них общее или назвать (показать) два предмета, у которых ребенок будет находить сходства и различия. В школу - без иллюзий Мамы и папы будущих первоклассников, расстаньтесь с мифами, советует сайт для родителей «Дети сети. Ru». Конечно, надо настраивать детей, что в школе все замечательно, но обманывать их не стоит. Миф первый: «Школа - второй дом». Дом у ребенка один. И не надо перекладывать на чужих людей то, что для вас наиболее ценно и значимо. Школа живет по другим законам, и законы родного дома в ней не действуют. Так что же она для ребенка, если не дом? Обязанность, работа, дело. Значит, нужно набраться терпения и исполнять долг. А не морочить голову себе и другим приторными иллюзиями. Ведь сами-то мы в них не верим. Миф второй: «Учительница - вторая мама». Мать у ребенка тоже одна. Роль матери учительница пускай играет для собственных детей, а для учеников она - учитель. Это совсем другая роль. Не менее достойная, но другая. Она обязательно требует такта, милосердия, ума. Но слиянию родственных душ, беззаветной взаимной любви тут взяться неоткуда. Миф третий: «Учитель желает ребенку добра». Правильнее сказать, что хороший учитель, как и хороший врач, стремится ученику не навредить, не сделать зла. А вот добро - это уже другая категория, и это не всегда забота учителя. Редкий учитель способен желать ребенку добра в такой же степени, как родные мама и папа. И не нужно от него этого ждать. У него другие заботы. Миф четвертый: «Учитель всегда прав». А вы вообще встречали хоть одного человека, который всегда прав и никогда не ошибается, полностью избавлен от недостатков, предрассудков и заблуждений? Не бывает таких людей! Даже среди педагогов. Как у любого человека, у каждого учителя есть свои индивидуальные особенности (не всегда положительные) и личные проблемы, а их печать неизбежно ложится на стиль его отношений с детьми. Многие из нас в не такие уж далекие школьные годы хлебнули немало огорчений из-за того, что наши родители свято верили подобным мифам. Не будем повторять их ошибок. Про дядю, который ел суп А теперь проверьте, насколько ваш дошколенок готов учиться. Одной из наиболее доступных и распространенных методик тестирования готовности ребенка к обучению в школе является тест Керна-Йирасека. Он состоит из трех заданий: - нарисовать фигуру человека; - скопировать небольшую фразу; - скопировать 10 точек, расположенных одна под другой на равном расстоянии по вертикали и горизонтали. Подготовьте чистый лист бумаги, карандаш, две карточки с заданиями. На одной из них черным фломастером (не очень толстым) нужно написать фразу «Он ел суп», вертикальный размер букв - 1 см, а заглавной - 1,5 см. На второй карточке нужно изобразить 10 точек, расстояние между точками по вертикали и горизонтали - 1 см, диаметр точек - 2 мм. При выполнении первого задания говорите ребенку: «Нарисуй здесь (на чистом листе) какого-нибудь мужчину, дядю как умеешь». Дети часто задают много дополнительных вопросов, на них лучше ответить: «Рисуй как умеешь». Можно подбодрить ребенка, если он неуверен. После того как ребенок закончит рисовать, нужно перевернуть лист и дать следующее задание: «На этой карточке что-то написано, ты еще не умеешь писать письменными буквами, поэтому постарайся срисовать как можно точнее в верхней части листа» (карточку с заданием нужно положить перед ребенком). Затем предложите в нижней части листа нарисовать точки. Каждое задание оценивается по пятибалльной шкале, причем 1 - лучшая оценка, а 5 - худшая. Критерии оценки изображения человека: 1 балл ставится тогда, когда у фигуры есть голова, шея, туловище, руки и ноги; на голо-ве - волосы, на лице - глаза, нос, рот; имеются признаки одежды, а 5 баллов - когда на рисунке «нечто» головоногое. При оценке фразы 1 балл ставится, когда фраза скопирована достаточно точно, 2 балла - предложение можно прочитать, 3 балла - можно прочитать хотя бы 4 буквы, 4 балла - с образцом сходны хотя бы две буквы, сохраняется видимость письма, 5 баллов - каракули. При оценке срисовывания точек: 1 балл - достаточно точное воспроизведение образца, но возможно увеличение или уменьшение фигуры при соблюдении симметрии по вертикали и горизонтали; 2 балла - возможно незначительное нарушение симметрии, допустимо изображение кружков вместо точек; 3 балла - группа точек мало соответствует образцу, нарушена симметрия, возможно большее или меньшее количество точек; 4 балла - точки расположены кучно, но напоминают любую геометрическую фигуру; 5 баллов - каракули. Оценки выполнения каждого задания суммируются. Готовый к школе ребенок получает, как правило, от 3 до 9 баллов. Как видите, диапазон достаточно широк и поэтому не волнуйтесь, если считаете, что не можете точно поставить оценку. Тест Керна-Йирасека дает представление об уровне общего развития ребенка, пространственном восприятии, способностях к копированию, а также о степени развития зрительно-моторной координации - все это необходимо при обучении ребенка в школе. По материалам Родитель. Ru подготовила Юлия Борисова