Для малыша, на которого «Репка» рассчитана, зрительный образ важнее, чем вырастающий из текста. Открывает он тонюсенькую «Репку» из серии «Мои первые книжки», и что же видит? Рубенсовские формы вместо доброй народной сказки. В другой книжке этой серии, про Снегурушку, стоит среди тающих сугробов куколка Барби в облегающем мини-тулупчике, демонстрируя стройные ножки. «Ей холодно», - объясняю ребенку. А сама думаю: это вообще-то тонкие книжки для дошколят или специальная серия для мужчин, надолго лишенных женского общества? Когда художники все это рисовали, они думали о том, что создают особый сказочный мир? Не похоже. Часто, выбирая ребенку книгу, подолгу продираясь через множество благостно-безликих детских мордашек и бирюзово-малиновых неведомых зверюшек, заполонивших прилавки книжных магазинов, даже и не знаешь, на чем остановить выбор. Серии книг по голливудским мультикам с их агрессивно-примитивной картинкой уже надоели до оскомины. Русские народные сказки, где среди героев есть Баба-яга, Кощей Бессмертный или какое-нибудь Лихо Одноглазое, порой проиллюстрированы так, что знакомство с ними выдержит только взрослый с крепкими нервами. Никогда не забуду, как однажды в книжном магазине я внезапно раскрыла перед ребенком какую-то весьма живописную Бабу-ягу в избушке на курьих ножках форматом А-4, и долго потом не могла избавить зареванное дитя от заикания. Пришлось отпаивать валерьянкой. Кстати, часть детских книг по этой причине у нас дома пылится на антресолях. «Никита Кожемяка» - потому что там Змей Горыныч пышет огнем прямо в малолетнего читателя. «Бармалей» - уж больно кровожадно скалится главный герой. И даже «Школа вежливости», потому что невежливые дикари выглядят на ее страницах куда страшнее Бабы-яги и Бармалея вместе взятых. А наученный горьким опытом общения с прекрасным пятилетний сын, беря в руки новую книгу, всякий раз подозрительно интересуется: «Там точно страшного нет?» Психологи считают, что для детей младшего возраста иллюстрация почти такой же полноправный элемент в детской книге, как и само литературное произведение. Дошкольный и младшешкольный возраст называют «порой первоначального накопления», и важно, чтобы ребенок накапливал самое ценное, способствующее эстетическому развитию, воспитанию художественного вкуса и духовного мира в целом. С психологами согласна директор Амурской областной детской библиотеки Татьяна Бурдиянова. - У малышей - зрительное восприятие. И до определенного возраста для них иллюстрация превалирует над текстом, - говорит Татьяна Георгиевна. - Поэтому качество иллюстрации, ее соответствие возрасту аудитории очень важно. Традиция создания книги складывалась исторически, в том числе и детской книги. Но в один момент отлаженная система книгоиздания рухнула. Мы этот момент прекрасно помним, когда в конце 1980-х детские книги сначала исчезли с прилавков вообще, а затем в магазины и на лотки был выброшен вал книжек для ребятни, совершенно не соответствующей никаким стандартам. Они были отпечатаны на серой бумаге мелким шрифтом, оформлены вне рамок каких-либо стилистических направлений - просто потому, что кому-то так в голову пришло. Какую бумагу нашли - на той и отпечатали. Какую краску нашли - такого цвета иллюстрации и получились. С каким художником сумели договориться - тот картинки и нарисовал. За книгоиздание взялись дилетанты, даже в выходных данных стояла ссылка не на авторитетное издательство «Детская литература», а на никому прежде неизвестные фирмы-однодневки. И отслеживать, насколько качественную продукцию получают юные читатели, у нас с тех пор некому. - Раньше работал Дом детской книги в Москве, куда я приезжала «глотнуть свежего воздуха», - продолжает Татьяна Георгиевна. - Там можно было подержать в руках книги, которые не доходили до провинции, получить автограф детского писателя. Дом детской книги определял направления работы с юными читателями, согласно возрастным особенностям детей. Там мы напитывались идеями. Однажды приехала - а в Доме детской книги продают халаты, носки... Система работы с юными читателями сейчас лежит на плечах работников детских библиотек. Библиотекари, как правило, добрые женщины, обожающие ребятню и книгу, но в Амурской детской областной библиотеке, например, большинство не имеет специального образования. А повысить квалификацию, отправив их на курсы или семинары, у администрации нет финансовой возможности. - Мы понимаем, как это важно, - завершает разговор директор детской библиотеки. - Ведь восприятие ребенком книги через иллюстрацию - это мостик к будущему чтению. Интересно бывает узнать из специализированных изданий или Интернета, что и сегодня иллюстраторы детской книги работают серьезно. Отталкиваясь от текста, они творят свой особый художественный мир, выпускают книги, устраивают выставки. Но это где-то далеко, в Москве и Санкт-Петербурге. До наших же книжных магазинов в основном доходит массовая продукция, далекая от выставочных образцов. Конечно, когда-нибудь и качественные книги дойдут до Приамурья. Боюсь только, что сегодняшние маленькие читатели к тому времени уже вырастут. Публикуется в рамках Всероссийской акции «Читают все!»