Она вчера завершилась в Благовещенске. В этом году на конференции пригласили представителей всех сфер образовательного сообщества. Ведь качество образования - проблема, которая решается комплексно, начиная с детского сада и заканчивая университетом. Невозможно повысить качество образования без поддержки властных структур и социального партнерства с обществом. Губернатор мечтал построить школу Николай Колесов мечтал построить школу в пригороде Казани. Он замыслил «школу будущего» - современную и удобную для ребят. Их потребности он знал, потому что двое его детей тогда еще были школьниками. Нынешний амурский губернатор был в то время крупным бизнесменом и мог себе позволить строительство школы. Когда готовый проект лег на стол президента Татарстана, глава республики вызвал Николая Александровича и сказал: «Ты осчастливишь 500 детей. А на заводе полторы тысячи человек второй год не получают зарплату, их детям есть нечего. Ты лучше на эти деньги выкупи у государства завод и наведи там порядок». С этой истории начал свое обращение к педагогам Николай Швец, первый зампредседателя правительства области. Николай Колесов вывел завод из кризиса, затем взял под свое руководство второй завод и также вернул его к жизни. - Школу он не построил, но когда в экономике происходят позитивные изменения, система образования сразу же это ощущает на себе, - завершил свою мысль Николай Николаевич. И заверил, что экономические преобразования в Приамурье, которые сегодня затевает областное правительство, обязательно отразятся и на школе, и на оплате труда педагогов. Задача же учителей сегодня - обеспечить качество образования, от которого впрямую зависит качество жизни. Чтобы преподаватели всей системы образования, а также учащиеся знали об основных направлениях развития области и о шагах, предпринимаемых областным правительством, губернатор поручил всем своим замам и министрам 1 сентября побывать в образовательных учреждениях и выступить там с докладами. Во всех школах в этот день пройдет «губернаторский час». Говоря о собственном отношении к школе, Николай Швец напомнил собравшимся, что его детство прошло на хуторе близ Диканьки - в нескольких километрах от местечка, известного каждому школьнику по гоголевской прозе. В школе, которую в свое время окончил Швец, создан фонд выпускников. Бывшие ученики организуют ежегодный вечер встречи, материально помогают нуждающимся (в частности, учителям-пенсионерам), укрепляют материальную базу школы. Этим опытом Николай Николаевич поделился не случайно - первый вице-премьер выразил уверенность, что его можно перенести и на амурскую почву. Спрос за бюджетный рубль Правительство области обеспокоено ростом затрат на образование, прозвучало в докладе первого вице-премьера. Министр образования и науки Амурской области Олег Лапицкий выразился жестче: «Будет усилен спрос за каждый бюджетный рубль, вложенный в систему образования». В Февральске две расположенные рядом школы буквально смотрят окнами друг на друга, наполняемость обеих школ оставляет желать лучшего. При этом руководители муниципальных органов управления образованием просят областную субвенцию на содержание этих школ. Разве это разумное расходование государственных денег? - недоумевал министр. Другой пример, ставший объектом критики, касался сферы начального профессионального образования. ПУ N 12 Белогорска и магдагачинское ПУ N 25, готовящие кадры для железной дороги, уже не первый год не могут решить проблему целевого заказа на подготовку специалистов. Материальная база этих училищ задержалась на уровне 30-х годов прошлого века. - Почему мы тратим деньги на подготовку специалистов вчерашнего дня? Больше таких вольностей областное министерство образования и науки не потерпит. Мы не будем вкладывать деньги в заведомо некачественное образование, - заявил Олег Лапицкий. Большим подспорьем школам стал нацпроект «Образование». Гранты инновационным школам, поставка оборудования для кабинетов - все это работает на укрепление материальной базы образовательных учреждений. Правда, как выяснилось, не везде новому оборудованию рады. В школе села Волкова Благовещенского района, по словам Олега Лапицкого, комиссия обнаружила, что оборудование для кабинета химии, полученное в рамках нацпроекта, лежало, упакованное в коробках, в подсобном помещении. Это тоже пример неэффективного использования средств. Разговор о деньгах зашел даже тогда, когда министр образования и науки говорил об улучшении положения детей, оставшихся без попечения родителей. В Приамурье 400 детей ежегодно остаются вне семьи. Содержание одного ребенка в интернатном учреждении обходится государству в 230 тысяч рублей в год, в то время как за воспитание ребенка приемными родителями бюджет выплачивает семье в год чуть более 80 тысяч. Государству не жаль денег на сирот - главное, чтобы они были потрачены с пользой для детей. Практика же показывает, что воспитание в приемной семье выгодно всем, и в первую очередь - детям, и не только по материальным соображениям. ЕГЭ и зарплата за успешность «Качество образования: состояние, тенденции, проблемы и перспективы развития» - под таким девизом прошла конференция. Качество образования - это не только оценки выпускников. Это и степень соответствия образовательных результатов современным стандартам, социальным и личностным ожиданиям. Это и безопасность образовательного процесса, и гарантия сохранения здоровья учащихся. Это и соответствующие нормам условия обучения, включая теплые туалеты и световой режим. И, конечно же, готовность педагогов обеспечить обучение на современном уровне. Замминистра образования и науки Елена Ковальская одним из условий качества образования назвала готовность педагогических коллективов к проведению в штатном режиме единого государственного экзамена. - В ЕГЭ есть плюсы и минусы, - говорит Елена Александровна. - Согласно приказу министерства мы настраиваемся, что с 2009 года ЕГЭ будет работать в штатном режиме. В прошлом году выпускники сдавали один экзамен, в этом - два, к 2008 году мы подойдем к цифре 6. Перечень предметов пока не утвержден. В середине сентября пройдет совет ректоров, где все «за и против» будут взвешены, и появится решение, какие это будут предметы. Еще одно новшество - нормативно-подушевое финансирование, на которое с 1 сентября переходят 48 образовательных учреждений области. В марте Амурская область подала заявку на участие в комплексном проекте модернизации образования. Грант в 300 миллионов рублей Приамурье не выиграло, но намерено не отступать от заявленных позиций и претендовать на аналогичный грант в этом году. - Сегодня это основа образовательной политики - сделать финансирование эффективным, - продолжает Елена Ковальская. - Платить учителям за качество - это уже делается в ряде регионов, и именно это в рамках комплексного проекта модернизации образования мы попытаемся осуществить. Подготовлена нормативно-правовая база, есть договоренность с территориями. «Мы никого не заставляем участвовать, - подчеркнула заммининстра. - В течение полугода мы рассматривали опыт других субъектов, чтобы понять, почему правительство нам это предлагает и почему сегодня это даже один из критериев в оценке качества образования». На подопытных 48 школах из семи пилотных территорий будет отработана методика нормативно-подушевого финансирования.  Общественно-государственное управление образованием, общественные советы, которые департамент образования рекомендовал создать в школах, - все должно послужить объективной оценке деятельности учителя. - Ведь мы платим не за количество часов, а за качество образования, за качество успешности детей на этом уроке, - говорит Елена Ковальская. - Есть различные стимулирующие надбавки. Но это касается поддержки педагогов. А что выиграет от этого ученик? Внимательное отношение к себе. Учитель, который будет давать 18 - 20 часов, гораздо качественнее подготовится к этим урокам, чем к 28 или 36 часам, которые он берет на себя, чтобы выжить и иметь более или менее достойную зарплату. В среднем, по методике и расчетам самих школ, рост учительской зарплаты по сравнению с существующей тарифной сеткой прогнозируется на сумму от 500 до 2000 рублей.