На вопрос читательницы отвечает секретарь Благовещенской епархии священник Олег Волочай: - Православие считает пристрастие к табакокурению, как, впрочем, и многие другие пороки и страсти, результатом грехопадения человека, его отпадения от Бога. Изначально человек был создан по образу Божию, близким к совершенству и безгрешным. Общение с Богом, радость творчества делали для него совершенно ненужными какие-либо искусственные средства развлечений и увеселений. Когда Адам и Ева пали и через грех оказались под властью нечистых духов, неизжитая тоска по благодати и Богу подтолкнула первых людей и их потомков к поиску различных суррогатов богообщения. В основе курения лежит духовная опустошенность людей, утрата ими высшего смысла бытия. Если человек не находит духовную связь и не понимает истинной цели своей жизни, то неизбежно оказывается в плену всевозможных страстей (и не только курения!), которые, в свою очередь, разогреваются и усиливаются миром падших духов. В современном общественном мнении сложился определенный стереотип о курении как о вредной привычке, от которой при желании можно всегда избавиться. Да, это так. Но к выполнению данного желания необходимо курильщику приступать немедленно, без раздумий, потому что из вредной привычки курение очень легко и быстро превращается в страсть. По богословскому определению, страсть - это злокачественный недуг души, образующийся при многократном удовлетворении каких-либо порочных влечений, которые со временем становятся неотъемлемой частью человеческой души, влияют на весь образ жизни человека и даже властвуют над ним. О гибельности порабощения страстями говорил еще Спаситель, сравнивая эти греховные навыки с членами человеческого тела (глазом или рукой), которые приводят к соблазну: «И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную» (Мф. 18,9). Падшие духи настолько сроднились со страстями и греховными человеческими пороками, что находят для себя отраду во всех видах греха, вращаются постоянно в них, переходя от одного к другому. Поэтому от страсти курения неизбежно выстроится цепь других страстей, которые приведут человека к его физическому, душевному и духовному распаду. Желание погубить человека духовно и телесно есть один из важнейших отличительных признаков демонов. Подобное положение им дало возможность одному из святых отцов сказать, что «Курение - это каждение бесом». В завершение не могу не сказать о том, что даже у праведных, благочестивых людей бывает какое-либо сильное пристрастие, как бы «ахиллесова пята» в душевном теле добродетелей. (Известно, к примеру, что прославленный в сонме новомучеников и исповедников российских Государь Император Николай II курил). Однако, по учению святых отцов, посылая подобные испытания, Господь показывает своим избранникам (а на их жизненном примере - всем нам), что наше сердце не свободно от человеческой немощи (пристрастия), затмевающей в нем любовь к Богу. И только горячая просьба о помощи ко «Врачу души и телес наших» и неотступная молитва  об   избавлении   от пристрастия поможет нам вовремя оборвать цепь наших пагубных привычек и губительных страстей.