Сотрудники Амурской областной детской библиотеки провели анкетирование юных читателей и их родителей, чтобы изучить мотивы, читательские интересы и пристрастия современных школьников. Исследование проводилось в рамках Года детского чтения в Приамурье. Регулярно читают книги лишь 29% опрошенных подростков. По словам Марии Разим, психолога детской областной библиотеки, девочки читают больше, чем мальчики. Но при этом зависимость читательских предпочтений от школьной программы выражена у мальчиков. Представители сильного пола более прагматичны по своей природе, они уверены, что если тратят время на книгу, то отдачей должны стать пятерки в дневнике. Девочки же более любопытны и поэтому читают литературу и помимо школьной программы. Чем руководствуются подростки в выборе книг? Большинство 11-, 14-летних школьников читают по совету родителей или библиотекарей. Для читателей 13 - 16 лет важно мнение друзей, ведь с ними потом можно и обсудить прочитанное. - Родители могут быть лучшими руководителями чтения детей до 12-летнего возраста, - делает вывод психолог. - Тем не менее подростки 13 - 14 лет еще прислушиваются к мнению родителей о том, что следует читать. Проанализировав ответы респондентов на вопрос: «Зачем ты читаешь?», сотрудники центра психологической поддержки чтения при детской библиотеке пришли к интересным выводам. Оказывается, для того чтобы быть образованным человеком, обращаются к книге 25% детей. 23% читают, чтобы получить удовольствие, 20% - чтобы лучше подготовиться к урокам. - Наиболее любознательные - это подростки 13 - 14 лет, - считает Мария Разим. - Они больше, чем остальные, хотят разбираться в людях, а также быть образованными. И мнение сверстников опять же более значимо именно в этом возрасте. Они не хотят отставать от друзей ни в чем, в том числе и в чтении (особенно мальчики). И именно эта возрастная группа больше остальных стремится получать удовольствие от чтения. Что они читают для души? В числе наиболее популярных - Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер», Дж. Р. Р. Толкиен «Властелин колец», книги сестер Воробей «Ведьма», «Иероглиф счастья», Д. Емец «Мефодий Буслаев», С. Лукьяненко «Ночной дозор», М. Семенова «Волкодав», Дж. Пил «Книга волшебства», Г. Ринг «Только для девочек, все о мальчиках», стихи Э. Асадова. Библиотекарей огорчило, что 34% юных респондентов не сумели назвать книгу, повлиявшую на их внутренний мир. Возможно, встреча с «главными книгами жизни» у них еще впереди. Ответы тех, кто сумел осмыслить прочитанное и взять из книги что-то важное для себя, хочется процитировать. Л. Матвеева «Мы в пятом классе» - «Мне понравилось, что герои книги похожи на наш класс» (11 лет); Е. Ильина «Четвертая высота» - «Эта книга учит преодолевать трудности» (12 лет); Рей Бредбери «Земляничное окошко» - «Книга заставляет задуматься о будущем каждого человечка в отдельности и о будущем человечества в целом» (12 лет); Д. Емец «Таня Гроттер» - «После прочтения серии этих книг мне захотелось писать собственные рассказы» (13 лет); А. Фадеев «Молодая гвардия» - «Меня поразили мучения героев в плену и смерть. В конце книги мне хотелось плакать» (14 лет); Г. Троепольский «Белый Бим Черное Ухо» - «Из этой книги я поняла, что надо добрее относиться к животным и быть более честным и открытым. А еще я поняла, что верность сильнее всего» (15 лет); В. Каверин «Два капитана» - «Меня поразила воля главного героя. Я думаю, что если поставил себе цель, иди до конца» (13 лет), «Герой книги Александр очень похож на меня, у меня даже бывали в жизни такие же случаи, как у него» (15 лет); С. Лукьяненко «Ночной дозор» - «Читая эту книгу, я узнал себя, словно читал о себе, о своем прошлом, о своих мыслях» (14 лет); П. Коэльо - «Его книги легко и доступно объясняют законы жизни. Удивительные мысли» (16 лет). Библиотекари провели также анкетирование родителей дошкольников и младших школьников. Выяснилось, что современные дети начинают читать в шестилетнем возрасте. Чтение для дошкольника является процессом больше эмоциональным, чем рациональным. Оно целиком захватывает ребенка. Обсуждают прочитанные книги со своими детьми 85% родителей. 78% родителей ответили, что их детям нравится перечитывать свои любимые книги, и нередко под влиянием чтения малыш пытается сочинить сказку, рассказ, стихотворение, играет в персонажей прочитанных книг, любит рисовать по следам прочитанного. Это значит, что юные читатели талантливы, и родителям следует подумать, как развить их одаренность дальше. Психологи рекомендуют побуждать детей к устным и письменным высказываниям о прочитанном, к играм в персонажей, к рисункам и другим творческим работам по следам литературных сюжетов. И обязательно позаботиться, чтобы в репертуар чтения вошла детская классика. - Нас очень огорчило то, что ждать от современных младших школьников потрясений от великой литературы особенно не приходится, - размышляет психолог Мария Разим. - 74% родителей на вопрос: «Бывает ли, что ребенок плачет над прочитанным?» ответили отрицательно. Следовательно, этим детям незнакомо состояние потрясения, не откликаются они сердцем на читаемую книгу. Современным детям более знакомо состояние «щекотания нервов», вызванное разного рода страшилками, триллерами, боевиками. Сегодня с книжных полок магазинов исчезли книги о сострадании: их заменили «забавки», герои которых - сплошь супермены. Конкуренты чтения - телевизор и Интернет. У 82% опрошенных родителей, наблюдающих за читающим ребенком, складывается впечатление, что он полностью погружен в чтение и часто не замечает происходящего вокруг. Но если же ребенок читает интересную книгу, а по телевизору началась занимательная телепередача, то показатель увлеченного чтения снижается до 64%! Ребенок продолжает читать, но уже отвлекаясь, поглядывая на экран. И только 9% респондентов ответили, что телевизор не может помешать чтению. На вопрос о том, кто, на взгляд родителей, оказывает преобладающее влияние на чтение ребенка, 45% ответили, что ребенок сам правильно выбирает, что читать, 45% - школа, 27% - родители и 18% - телевидение, кино. - Нас удивило, что родители школе и собственным детям доверяют в выборе чтения больше, чем себе, - комментирует Мария Разим. - Мы задали им следующий уточняющий вопрос: «Как вы сами оцениваете свои способности в руководстве чтением вашего ребенка?». Оказалось, что 64% родителей оценили свои способности в этом плане на «хорошо», сказав, что чтение очень важно в развитии, но пусть ребенок читает по своему усмотрению. Получается, что сами родители руководство чтением своего ребенка готовы передать школе, библиотеке или пустить на самотек! Видимо, нынешние родители - страшно занятые люди, которым не хватает времени на формирование круга чтения, читательских вкусов и предпочтений детей. Но тем не менее общение с детьми по поводу прочитанного никогда не будет лишним.