От Благовещенска, где находится основная база закрытого акционерного общества, до Биробиджана - путь неблизкий и нелегкий. На хорошей машине мы преодолели около 470 километров за семь часов. И попали в городок, расположившийся на самой окраине Биробиджана, из аккуратных светло-голубых вагончиков, где живут вахтовые рабочие. Здесь есть все необходимое, чтобы поддерживать нормальные бытовые условия. В первую очередь это, конечно, столовая и баня. Но в середине дня тут за исключением работников кухни никого нет - все на трассе. Членов приемочной комиссии находим у «верстового» столба с отметкой со стороны Читы 1983, до Хабаровска отсюда 182 километра. Мне кажется очень символичным, что участок, на котором вело работы ЗАО «Асфальт», заканчивается на отметке 2007 - столько километров до столицы Забайкалья. И главное - эта цифра означает текущий год. Для Татьяны Селиной, главного инженера проекта, это не первый объект на дороге «Амур», который ей приходится сначала проектировать, а потом принимать в эксплуатацию. - Это ровный участок дороги, единственная здесь сложность - он по болотистой местности проходит. В ходе стройки выявлялись какие-то недочеты в проекте. Но с дорожными строителями был полный контакт, и все эти недостатки мы тут же устраняли, - подчеркивает Татьяна Львовна. - Это, на мой взгляд, одна из лучших организаций, работающих на федеральной трассе Чита - Хабаровск. Она отличается серьезным подходом к делу. Еще готовясь к торгам, ее специалисты изучают участок, чтобы иметь полное представление о нем. При производстве работ используют новейшие технологии и современные машины. К примеру, первыми в Амурской и Еврейской автономной областях освоили технологию приготовления цементно-грунтовой смеси в специальной установке и укладки ее асфальтоукладчиком. Благодаря этому в разы увеличивается производительность труда при устройстве дорожных одежд, достигается очень хорошее качество трассы - ее поверхность гладкая и ровная. При строительстве водопропускных сооружений используют гофрированные металлические трубы канадского производства. Они сделаны по специальному заказу предприятия. Их использование позволяет не только уменьшить транспортные расходы и стоимость самого строительства, но и значительно сокращает его сроки, потому что такие трубы можно монтировать в любое время года. Отметила Татьяна Селина и такой момент: ЗАО «Асфальт» обязательно устанавливает тесные связи с местными властями: дороги грейдирует, помогает в благоустройстве населенных пунктов. Работы на объезде Биробиджана начались в 2004 году. До момента сдачи участка комиссии здесь переместили миллион 600 тысяч кубометров земли, сделали дорожную одежду из цементно-грунтового основания толщиной десять сантиметров и нижний слой покрытия из черного щебня в восемь сантиметров. А еще уложили 15 водопропускных труб, поставили арочный мост, установили барьерное ограждение - его общая длина составила 8300 метров, 100 дорожных знаков и 900 сигнальных столбиков. Квалификация специалистов, рабочих, занятых на объекте, достаточно высока для того, чтобы работать на разных видах техники. Так, один только бульдозерист Валерий Рубан способен значительно перевыполнять норму. Каждый, кто трудится в ЗАО «Асфальт», дорожит своим местом и репутацией этой строительной организации. В этом одна из причин того, что у контролирующих органов претензий к ней практически не бывает. Вот и теперь член приемочной комиссии директор ООО «Азимут» Виктор Лопашук вполне доволен: спутниковая диагностика объекта показала, а наземные исследования, проведенные с помощью специальной аппаратуры, подтвердили, что дорога полностью соответствует проектно-сметной документации. Ровность дорожного покрытия даже превышает установленные требования. Коэффициент сцепления автомобильных шин с покрытием тоже попадает во все нормы. - Такое высокое качество работ я могу объяснить только заинтересованностью в нем самого подрядчика, - отмечает Виктор Владимирович. Несколько неожиданно прозвучал ответ на вопрос о том, удовлетворены ли новым участком трассы сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения Еврейской автономной области. - Эта дорога поднимет нам аварийность, - предположил член приемочной комиссии старший госавтоинспектор капитан Константин Федоров. И объяснил свое мнение так: - По ней каждый захочет прокатиться с ветерком. При этом объезд Биробиджана имеет для нас огромное значение. Он позволит уменьшить транспортную нагрузку на город, улучшить экологию. Исполнительный директор ЗАО «Асфальт», дорожник с огромным стажем Анатолий Литвиненко согласен с ним в этом отношении: - Да, скорость на этом участке можно будет развивать предельную, - говорит Анатолий Николаевич. - А хорошее качество работ объясняется тем, что техника у нас высокопроизводительная, почти вся, за исключением автогрейдеров, - импортного производства. Люди - рабочие, механизаторы, инженеры и техники - на ней заняты опытные, знающие свое дело. Потому и работают без серьезных замечаний. Трудятся на вахте по 15 - 20 дней в месяц, по 10 - 11 часов в сутки - в зависимости от объемов имеющихся работ. Председатель рабочей комиссии по приемке объекта в эксплуатацию, главный инженер ФГУ «Дирекция строительства дороги «Дальний Восток» Роман Новиков отметил, что участок федеральной автомобильной дороги Чита - Хабаровск, построенный ЗАО «Асфальт», - первый из тех, что должны быть сданы в эксплуатацию в текущем году. Роман Витальевич и другие члены комиссии, проезжая по новой дороге и часто останавливаясь, были очень придирчивы. То и дело сверяясь с документами, проверили качество дорожного полотна, все съезды, примыкание и пересечение, осмотрели водопропускные сооружения, при этом особое внимание уделили габионам, укрепляющим их. В итоге сделали вывод: первенец этого года, несомненно, удался. Во всем здесь чувствуются культура производства, любовь к своему делу, которые проявляются уже в том, что на всех участках ЗАО «Асфальт», не только на этом, не увидишь небрежности. Здесь все делают аккуратно, что называется по-хозяйски. К сожалению, с героями стройки, занимавшимися основными работами на дороге, нам встретиться не удалось. Большая часть из них переместилась на другие участки строительства федеральной дороги. Благовещенск - Биробиджан.