Эпопея с продажей подъездных путей к якутским залежам угля началась еще в 2005 году, когда ОАО «РЖД» выставило на аукцион незавершенный объект - участок железной дороги до месторождения. Тогда сделку заблокировало Минэкономразвития России, посчитав целесообразным сосредоточить в одних руках и подъездные пути, и месторождение. Именно по такому пути спустя два года пошли организаторы аукциона - ОАО «Республиканская инвестиционная компания» из Якутска и ОАО «РЖД». Заявки на участие в торгах подали три компании - «Мечел», «АЛРОСА» и Аrcelor Mittal. Помимо них, якутским углем интересовались швейцарская Glencore, японские Sumitomo и Misui, корейская LG International. Однако в последний момент они отказались от конкурса. 5 октября в Москве состоялся аукцион по приобретению контрольных пакетов ОАО «ХК Якутуголь» и ОАО «Эльгауголь». Начальная цена составила более 47 миллиардов рублей, шаг конкурса - 100 миллионов рублей. Компания «Мечел» предложила максимальную цену - 58 миллиардов 196 миллионов рублей и была признана победителем. 15 миллиардов из этой суммы получит ОАО «РЖД», остальные 43 - бюджет Якутии. - Мы получили доступ к крупнейшему месторождению высококачественных коксующихся углей, что создает надежную основу для развития угледобычи «Мечела» на долгую перспективу, - прокомментировал сделку генеральный директор ОАО «Мечел» Игорь Зюзин. - Надеемся, что победа в аукционе позволит нам создать на базе имеющихся активов мощную современную угледобывающую компанию мирового уровня. Разведанные запасы Эльгинского месторождения оцениваются в 2,2 миллиарда тонн жирных коксующихся углей. По оценкам специалистов, залежи угля в этом районе могут достигать 30 - 40 миллиардов тонн. Для Амурской области этот проект интересен тем, что весь добытый уголь будет перевозиться по железной дороге, которая проходит по территории Зейского района. В 2001 году здесь уже построили 124 километра притрассовой автодороги, 60 километров железной дороги, перевалочную базу для строителей, вахтовые поселки, склад взрывчатых веществ, выполнено путевое развитие разъезда Улак. В 2002 году по решению Правительства России строительство было приостановлено. Министры исключили этот объект из инвестиционной программы как непрофильный. Однако потребность стран АТР в российском угле заставила чиновников и бизнесменов вернуться к этому проекту. Победившее ОАО «Мечел» является одной из ведущих российских компаний, которая объединяет производителей угля, железорудного концентрата, никеля, стали. Поэтому она заинтересована в скорейшем развитии Эльгинского месторождения. Чтобы начать добычу угля, необходимо достроить железную дорогу. Предположительно до конца года должен определиться подрядчик на строительстве подъездных путей от Улака до Эльги, а в начале следующего года должны начаться работы. Через три года 313 километров железной дороги должны сдать в постоянную эксплуатацию. - Мы с радостью узнали о том, что продолжится строительство подъездных путей до Эльги. Тында в данном случае станет перевалочным центром строителей. Это даст мощный импульс развитию экономики города, - не скрывает эмоций мэр Тынды Виктор Зубоваткин. - Наглядный пример: в 2001 году, когда началось сооружение дороги, в городе стало больше детских колясок, оживилась торговля, бюджет города был с профицитом. Говорят о плюсах и в Зейском районе, который станет главной строительной площадкой. Здесь центрами будут поселки Горный и Верхнезейск. Железнодорожники уже готовятся к увеличивающимся объемам перевозок угля. По проекту с Эльгинского месторождения каждые сутки будут уходить до 20 составов с углем. Это потребует модернизации БАМа: строительство дополнительных станций, разъездов, а вместе с этим открытие новых рабочих мест.

Возрастная категория материалов: 18+