Следом за «Кодом апокалипсиса» (всего-то через месяц), призванным продемонстрировать зрителю, что может собственных джеймсбондов российская земля рождать, нам преподнесли очередной продукт, выполненный по госзаказу. Картина Владимира Хотиненко «1612» должна была напомнить нам, не помнящим родства, о Смутном времени и воинской славе Отечества в преддверии одного из самых невнятных праздников, отмеченных красным цветом в календаре, - Дня единения России. Над результатом еще долго будут чесать затылки и авторы, и критики, и зрители - настолько не оправдывают друг друга вполне конкретная цель и не совсем адекватные средства. Смута XXI века Наш массовый кинематограф переживает настолько смутные времена, что ему впору сравниться с хронологическим отрезком российской истории, описываемым в фильме. Задолго до премьеры очередного громкого кинопоказа всем и все становится понятно. При этом перспективы, связанные с наличием Анастасии Заворотнюк в главных ролях, мало чем отличаются от наличия Никиты Михалкова в генеральных продюсерах. Оба факта с легкостью повышают уровень скепсиса в любом мало-мальски разбирающемся в кино гражданине РФ. Ситуация очень напоминает грабли, по которым, как по красной дорожке, постоянно прогуливаются американские кинопроизводители, берущиеся воплощать на экране свое видение русских. Вроде бы миновали времена всевозможных занавесов, на которые так удобно было ссылаться и лентяю, и невеже, а получается всякий раз черт знает что - даже у внимательного и не страдающего отсутствием дотошности Кроненберга в итоге выходит какой-то грубо срисованный лубок. Отлично знает американский продюсер-актер-режиссер, над чем конкретно будут смеяться зрители, и все равно пичкает свое детище всевозможными Иванами и Борисами с чрезвычайно русскими фамилиями типа Чехов или Сталин. Так же ведут себя и наши кинодеятели в последнее время. Более того - они уже научились не краснеть на предпремьерных пресс-конференциях, перечисляя по пальцам (которых чаще всего для данной задачи оказывается, мягко говоря, недостаточно), за что именно их кино будут костерить на каждом углу распоследними словами. Таким образом авторы как бы опережают критиков, пока еще лишенных возможности пройтись по этим очевидным мозолям - мол, знаем, знаем, но поделать уже ничего нельзя. Снято, смонтировано, озвучено, готово к употреблению. А пресловутый пипл, которому в принципе хавать-то больше нечего, кроме очередной безумной окрошки, - так он ведь тоже не может одной только зарубежной продукцией довольствоваться. Так что на картину так или иначе кто-то обязательно придет. И зритель идет - а что ему делать, если он успел-таки проникнуться симпатией к Башарову, Смольянинову, Спиваковскому и Балуеву и интересуется любой их работой, пусть даже заказанной специально к празднику? Если он привык доверять режиссеру Хотиненко после «Зеркала для героя» и «Мусульманина» и не спешит с этим доверием расставаться даже в условиях всеобщего скептицизма? Я уже не говорю об общей вере в возрождение российского кинематографа, об ожидании спецэффектов голливудского уровня (на что-то же должны тратиться бюджеты, сравнимые с мировыми) и о многих других надеждах, сопровождающих каждую нашу премьеру вместе с хиханьками и хаханьками. В общем, точь-в-точь как в футболе. Урок неистории Всерьез рассуждать об образовательной направленности фильма «1612» - это может прийти в голову разве что его заказчикам, создателям и самым оголтелым адептам теории «нынешнее молодое поколение совершенно не знает истории своей страны». Даже если эта теория базируется на каком-то фундаменте (вроде социологических опросов, проводимых, кажется, среди отъявленных двоечников), все равно метод развлекательного просвещения в данном случае действует скорее во вред. Да и нелогично решать проблемы образования, снимая совершенно неправдоподобные и псевдоисторические фильмы. Тем не менее создатели с самого начала твердили, что намереваются растолковать привыкшим к празднованию седьмого ноября гражданам, что теперь следует праздновать четвертое. Минин и Пожарский, девочки и мальчики, запоминайте - это они объединили Россию в смутное время. Они и Иван Сусанин. А чтобы это поудобнее уместилось в ваших развивающихся умах, закройте учебник и посмотрите данный фильмец продолжительностью в два часа двадцать минут. Там, правда, Пожарского с гулькин нос, а Минина так и вовсе нет, но зато в наличии взрывы, холодное оружие, бородатые русские герои и непременные чащи с чародеями. «Смутное время» - таким было рабочее название картины, пока оно не превратилось в загадочное четырехзначное число, столь многообещающе зовущее зрителя с афиш. Лжедмитрий, семья Бориса Годунова, поляки-шляхтичи, бояре с неистребимым комплексом вины, причем совершенно оправданным, и прочие персонажи той эпохи знакомы нам по многочисленным романам Генрика Сенкевича и ужасающим рассказам Эдварда Радзинского. Смутное время - оно на то и смутное, чтобы о нем спорили веками, и детальное восстановление исторических событий не входит в обязанности режиссеров, сценаристов и продюсеров. Людям, которые делают кино, зритель склонен прощать самые вопиющие вольности - до тех пор, пока фабриканты грез не замахиваются на нечто большее, нежели развлечение. Под девизом «Вернитесь к истокам!» история холопа Андрейки, который едва не воцарился над Русью, перенасыщенная батальными сценами, очевидными кальками и комедийными приемчиками то ли постмодернистского, то ли попросту непритязательного пошиба, выглядит довольно-таки нелепо. Дело даже не в том, каким количеством желчи изойдет седовласый историк, доведись ему лицезреть это безобразие. Сослагательное наклонение, которого, как известно, терпеть не может история, никогда не составляло проблемы для кинематографа, и это, скорее, идет ему в плюс. Но объяснить соотечественникам, в честь кого, собственно, придуман выходной, развлечь любовной историей и вкраплениями волшебства одну половину аудитории, а кровавыми поединками, битвами и прочими осадами - другую, поупражняться в подражании Голливуду, занять чем-то звездный актерский состав - не слишком ли много задач для одного исторического боевика? Особенно если вспомнить, что этот жанр в нашем кино, крепко обнявшись с братским по духу фэнтези, давно и безуспешно пытается выплыть на поверхность. Зорро против Лжедмитрия В результате мы получаем переходящее из одной крайности в другую нагромождение реально существовавших персонажей с выдуманными, близкими к документальным событиями с плодами буйной (местами даже буйствующей) фантазии сценариста, и этот сумбур не поддается никакому вдумчивому анализу. Лучше всего, конечно, авторам удалось вольное копирование самых успешных блокбастеров последних лет, причем как зарубежных, так и отечественных. Здорово, что Владимир Хотиненко может снимать не только умные, запоминающиеся фильмы, но и умело пользуется уже существующим опытом создания кино. Интересно при просмотре натыкаться на подозрительно знакомые сцены и приемы, повышая собственную самооценку, угадывать: «Властелин колец», «Царство небесное», «Тринадцатый воин», оба «Дозора» и даже... «Маска Зорро». Видать, действительно очень важный праздник, если к его популяризации пришлось прикладывать многолетнюю практику мирового масштаба. И пока главный герой в исполнении совершенно непохожего на холопа Петра Кислова учится у призрака фехтовать «по-гишпански» да качает мышцы по методу, аккуратно вызывающему в памяти всеми позабытую Илону Давыдову, зритель злорадно ерзает в кресле кинозала. Да и как ему не ерзать, если вместо экскурса в славную историю российскую ему в глаза лезут всевозможные ляпы и глупости, о которых предупреждали авторы? Точнее, в глаза ему горделиво скачет, помахивая гривой, ставший притчей во языцех сразу после премьеры, заимствованный символ русской красоты и чистоты - натуральный единорог. Неизвестно, каким образом попавший в наши края, да еще в смутное время, уникорн не в пример легендарному князю Пожарскому никак не желает исчезать из кадра. На фоне общей несуразицы и хорошая игра Артура Смольянинова, которому недолго осталось считаться неисправимым Лютым, и не менее ответственная работа Марата Башарова, и неплохие батальные сцены (лишенные только одного - размаха массовки, обязательного для такого кино), и вообще все, что умеет делать хороший режиссер Хотиненко, блекнет и теряется. Необъяснимое стремление выставить на передний план медведей, единорогов, Гэндальфов и прибаутки с подмигиваниями лишает «1612» всяческих шансов на успех. И если Дню единения России и светит статус всенародного праздника, то никак не благодаря этому фильму. Героям Минину и Пожарскому гораздо удобнее на своем постаменте на Красной площади, что тут ни придумывай.

Возрастная категория материалов: 18+