Мало кому из режиссеров удавалось, взявшись за хорошо написанное произведение мастера, сделать из него более или менее адекватный фильм. Даже сам Кинг, усевшийся в режиссерское кресло «Максимального ускорения», снял нечто настолько невразумительное, что и говорить об этом не хочется. Удачные экранизации «короля ужасов» можно буквально перечислить по пальцам, и при упоминании вышедшей на экраны «Мглы» можно смело загибать еще один. Шило и кот в одном мешке Режиссеру Фрэнку Дарабонту, похоже, на роду написано воплощать последствия бурной мозговой деятельности Кинга на широком экране. «Мгла» — это его третий заход на библиографию писателя, до этого были не нуждающиеся в комментариях «Побег из Шоушенка» и «Зеленая миля». Дарабонту отлично удается то, что неподвластно общественному мнению — увидеть в романе Кинга не страшилку среднего пошиба, а литературу. Причем годную не только для помещения под дурацкую обложку с оскаленным черепом, но и для внимательного и подробного изучения. Конечно, нельзя не признать, что Дарабонту во многом способствует его собственная разборчивость. Руководствуясь стремлением делать серьезное кино, он берет в расчет наиболее подходящие для этого кинговские книги. Но и здесь наблюдается довольно-таки занимательная эволюция. Начав с лишенного какой бы то ни было мистики «Побега» и продолжив «Зеленой милей», в которой законное место страха как такового занимает страх перед неотвратимой смертью, Дарабонт взялся за «Туман». Именно так звучит название одной из ранних новелл Кинга в переводе на русский язык. На фоне двух уже снятых историй «Туман» заведомо смотрится замахом на триллер. В глаза бросается не психологическая сторона сюжета, а окно в параллельный мир, из которого в мирный наш струится плотный туман. В этой завесе обитают жуткие чудовища, питающиеся всем живым, что попадется под щупальце или другую отвратительного вида конечность. Не скажу, что классический, но очень уж легко укладывающийся в рамки стандартного «ужастика» расклад. Внутри супермаркета люди, за его стеклянными витринами — голодная хищная смерть. Глядя на то, что мы имеем в графе «Дано», трудно не представить себе душераздирающие сцены гибели несчастных заложников продуктового магазина и неумолимое похрюкивание потусторонних монстров. Более того, имея представление о Кинге как о писателе романов ужасов, кровавая картина сама собой складывается в сознании зрителя. Именно поэтому тем, кто никогда не читал новеллы, а еще лучше — не видел дарабонтовских фильмов, можно позавидовать. Их ждет невероятно завораживающее и неожиданное зрелище, не лишенное, кстати, ни крови, ни огромных пауков, ни прочих последствий столкновения миров. Homo homini «Туман» Кинга — произведение настолько же легендарное, насколько и успевшее частично окунуться в Лету за прошествием лет. Это чуть ли не первое кинговское детище, опубликованное в Советском Союзе. Несколько сокращенный вариант новеллы оказался в распоряжении подписчиков журнала «Вокруг света» во времена, когда легче было представить гигантского паука в тумане, чем супермаркет с тележками и прочими заграничными атрибутами. «Туман» потрясал простотой изложения и глубиной сюжета — интрига усиливалась незабвенным журнальным словосочетанием «продолжение следует». Главный герой — Дэвид Дрейтон, талантливый художник и прекрасный семьянин, олицетворял собой, наверное, того человека, которым так и не смог стать сам автор. Новелла, при всем своем уклоне в сторону динамики и хоррора, главным образом утверждает человечность и рассудительность в неразберихе паники, жестокости, трусости и прочих людских пороков. Талант Дарабонта сделал из солидного возраста истории абсолютно злободневное кино — «Мгла» остается невиданным доселе фильмом при всей поверхностной банальности сюжета. Скажете, мало ли мы видели со времен падения железного занавеса историй о том, как военные (американские, конечно. именно они то и дело грешат опасными играми со Злом) выпускают из засекреченной бутылки совершенно неконтролируемого джинна? Менялись только сами джинны, да и то с небольшой охотой. Более того — зритель успел основательно отвыкнуть от этой самой неосторожной военщины, в ход давно уже идут совсем другие силы. Оттого вдвойне парадоксальнее смотреть фильм, в котором движущий механизм сюжета основан на такой банальной для современного взгляда ерунде. Если добавить сюда неизбежно бросающуюся в глаза карикатурность чудовищ из тумана (да, они пугающи, отвратительны, но все-таки слишком уж ненатуральны), должен получиться утративший всякую популярность коктейль, ингредиенты которого серьезно возросли в цене. Взамен этого шокированный зритель получает роскошный подарок — психологическую драму с элементами мистики, экшна и чего-то там еще, в которой есть место для множества деталей, мелких и крупных, из которых складывается по-кинговски чудовищная панорама общества homo sapiens. Режиссер выстроил по утвержденной Кингом схеме весь съемочный процесс, лишь иногда отступая в сторону, чтобы не быть утянутым на дно мейнстрима. «Мгла» гораздо чаще обращает взгляд зрителя на то, что таится в тумане, нежели первоисточник, но львиная доля напряжения достигается все-таки не беспощадными членистоногими, а прямоходящими. Запершиеся в супермаркете люди за короткое время успевают проделать невероятный путь назад к средневековью. Религия, призванная спасать, становится смертельно опасным шарлатанством, а добрые и сильные начала проявляются в невзрачных, на первый взгляд, людях. В общем, материала на целое исследование — было бы желание. Чудовища снаружи одним своим угрожающим существованием превращают в чудовищ большинство своих потенциальных жертв. И сваливать всю вину на полоумную миссис Кармоди с ее фанатическим бредом проповедника — значит не различать за деревьями леса. Шок от резкого перехода из скепсиса в ужас, из чувства безопасности в абсолютную безнадегу с пугающей скоростью разжимает пальцы людей, цепляющиеся за реальную надежду. И заставляет поверить в спасение, очень далекое от реальности. Взлет и падение Дарабонт, работая над экранизациями Кинга, выработал характерный почерк, позволяющий определить его картину, не зная заранее имени режиссера. Особенно отчетливо рука режиссера чувствуется в работе актеров, которым доверены главные роли. Тим Роббинс в «Побеге из Шоушенка», Том Хэнкс в «Зеленой миле» и Томас Джейн во «Мгле» — это, по сути, один и тот же персонаж в разных условиях. И в этом свете Джейн получает огромнейший плюс, сумев воплотить на экране то, что до этого доверяли звездам куда более крупного масштаба. При этом его персонажу досталась если не более сложная, то уж точно более неопределенная задача: не имея в распоряжении определенной цели, скрытой в наполненном опасностями тумане, Дрейтону остается только спасение сына. И в этом спасении интеллигент из дома у озера проявляет столько мужества, харизмы и непреклонности, что ад вокруг позволяет ему двигаться дальше по избранному пути. Второй по значимости герой фильма — неприметный служащий Олли Викс, которому судьба дает шанс продемонстрировать во всей красе свое второе «я», только подчеркивает основную идею Кинга, которую, впрочем, раздавит всмятку придуманная специально для фильма концовка. Финал этот отличается от книжного абсолютной противоположностью. Оказывается, что пока мы с замирающим сердцем следили за жизнью внутри супермаркета, пока провожали погибших и радовались за спасшихся, пока гадали, кто же такой огромный в тумане, похожий на муравьиного льва из компьютерной игры «HalfLife», перекусывает людей пополам, все решилось самым неожиданным образом. Финал, за преждевременное разглашение которого сам Кинг обещался убивать без суда и следствия, застал зрителей на пике веры в чудеса смелости и самообладания и сбросил с небес на землю. Грубо, жестко и необратимо. Можно сказать, что поздний Кинг решительно перечеркнул наивные, если в описываемой ситуации можно употребить это слово, взгляды на придуманную жизнь себя же раннего, ухмыльнулся и отправился на бейсбольный матч, оставив ошеломленных зрителей наедине со своей печалью, вытесняющей любые ужасы из временно разбитых сердец. И это состояние длится достаточно долго, чтобы не суметь подвергнуть стандартному остракизму невнятную работу армии США над собственными ошибками, придраться к нескольким неизбежным нелепостям или посетовать на искусственность осовремененной действительности из новеллы тридцатилетней давности. Проект «Стрела», пустивший туман в наш мир, неотвратим и чудовищен вчера, сегодня и завтра. И смеяться, глядя вместе с героями сквозь магазинные витрины на плоды деятельности человеческого любопытства, невозможно. Кинг и Дарабонт лишают нас этого права. И то, что человеку не чуждо ничто человеческое, отныне звучит не так уж ободряюще.

Возрастная категория материалов: 18+