«Амурское пароходство», чей главный офис находится в Хабаровске, владеет 100 процентами акций ЗАО «Торговый порт Благовещенск», ООО «Зейский речной порт», ООО «Суражевское» (Свободненский речной порт) и ЗАО «Торговый порт Поярково». О новом владельце пока известно немного. По неофициальным данным, у кипрской фирмы московские владельцы. Корреспонденту «АП» даже поведали версию о том, что один из совладельцев компании никто иной, как губернатор Чукотки Борис Абрамович. Более 30 процентов акций «Амурского пароходства» компания купила у администрации Хабаровского края, еще 25 процентов - у самого пароходства, а остальные - у частных лиц. По мнению специалистов, у этой покупки радужные бизнес-перспективы. Сейчас значительную долю прибыли пароходству приносят морские и речные грузовые перевозки в нижнем Амуре. В будущем немалые доходы сулит предприятию ряд долгосрочных проектов Приамурья, таких, как Граматухинская ГЭС, 20 процентов грузов к которой будут доставлять водой, через порт Свободного. Строительство космодрома на территории региона в перспективе также загрузит порты доставкой стройматериалов. Но, несмотря на довольно радужные перспективы, мрачное настоящее амурских портов может обернуться против них. Дело в том, что всего два речных торговых порта области «отплавали» эту навигацию с прибылью, это порты Благовещенска и Пояркова. Остальные два - зейский и свободненский - фактически работали себе в убыток. После банкротства свободненский порт разбили на пять предприятий. Одно из них - ООО «Суражевское» - владеет всей техникой и сдает ее в аренду четырем фирмам, выполняющим перевозки и грузовые работы. Флот порта позволяет осуществлять транспортировку в больших объемах - два плавкрана, около 20 барж и 10 единиц самоходного флота. Но, несмотря на это, порт работает меньше чем на треть своих мощностей. За навигацию этого года (с мая по ноябрь) четыре предприятия-перевозчика переправили лишь 40 тысяч тонн угля, это при том, что раньше объемы одних только угольных перевозок доходили до 150 тысяч тонн за навигацию плюс десятки тысяч тонн леса и гравия. Несколько месяцев назад пришлось даже сократить около 30 человек. Оставшимся 100 рабочим уже около месяца не платят зарплату. Убытки от навигации, по оценкам специалистов, составили почти пять миллионов рублей. Две из фирм-перевозчиц руководство планирует закрыть в ближайшее время. Частично в плачевных итогах навигации виноват провалившийся северный завоз угля. Больше 60 тысяч тонн грузоперевозок порты потеряли из-за «большой воды» на Зейском водохранилище и решения мэра Зеи, отказавшегося воспользоваться услугами речников - 30 тысяч тонн угля (50 процентов от необходимого объема) завезли в город автотранспортом из Тыгды. Лишь четыре тысячи тонн дошли до потребителей по воде, несмотря на то, что, по уверениям речников, по воде перевозки осуществлять удобнее (можно доставить большие объемы) и дешевле. Кроме того, часть заказчиков еще не оплатили услуги портов. - Администрации Зейского и Мазановского районов должны нам за перевозки в общей сложности более четырех миллионов рублей. Обещают до конца года рассчитаться, но пока верится с трудом, - сетует гендиректор ООО «Суражевское» Геннадий Чарыков. У Зейского порта и флот гораздо скромнее, и навигационные «успехи». Судьбу двух убыточных амурских портов будут решать на собрании акционеров, которое пройдет 24 декабря в Хабаровске. Сейчас пароходство запросило у речников бизнес-планы по перевозкам на следующий год. - Возможно, что в порты инвестируют средства и будут их развивать, но вполне вероятно и обратное. Предприятию, как и любому игроку рынка, нужна прибыль, и, соответственно, руководству нет резона вытягивать наши порты из экономической дыры. Так что, может быть, два наших порта закроют, а технику перегонят на более прибыльные участки - такой сценарий тоже возможен, - поделился мнением один из экспертов. Областное правительство наводило справки в пароходстве по поводу приобретения акций амурских портов, но общего языка область и предприятие не нашли. Собственнику само собой выгоднее продать бумаги подороже, а в амурском бюджете, вероятно, нет средств на такую крупнокалиберную покупку. Есть информация, что в январе предприятие планирует продать еще один крупный пакет акций. в чьи руки уплывут бумаги пароходства на сей раз, пока неизвестно.

Возрастная категория материалов: 18+