Требуйте неустойку Изменения улучшат жизнь простого обывателя. Даже если недостаток или поломка у купленного товара довольно незначительная, кроме ремонта можно смело требовать замену предмета и даже вернуть деньги. Положение касается технически сложного товара: бытовой и компьютерной техники, мобильных и стационарных телефонов. Кстати, продолжительность ремонта теперь не должна превышать 45 дней. - Если раньше компании-продавцы забирали некачественный товар на три-четыре месяца, а то и на полгода, - рассказывает начальник отдела по защите прав потребителей мэрии Благовещенска Галина Трюхан, - то сейчас сроки строго оговорены. Нарушение карается рублем. За каждый просроченный день потребитель вправе требовать неустойку. Пеня составляет 1% от стоимости товара. Другими словами, если компьютер стоимостью 20 тысяч рублей больше положенного срока находится не у законного хозяина, то владельцу аппаратуры каждый день прибавляется 200 рублей. Нетрудно догадаться, какая сумма набежит за год. Кроме этого, если в течение года ремонт стоящей на гарантийном обслуживании бытовой техники в общей сложности длился тридцать дней, то по истечении указанного времени мы вправе требовать возврата денег за некачественный товар. Согласно поправкам потребитель имеет право участвовать в проведении экспертизы качества. Ранее эта процедура проводилась без «пострадавшего». Такое положение дел позволит человеку лично убедиться, что все прошло честно и грамотно и его права не ущемлены. Экспертиза товара должна состояться в течение десяти дней. - Внесена новая статья, касающаяся нарушения продавцом срока передачи владельцу предварительно оплаченного товара, - продолжает Галина Петровна. - Последнее время в поисках лучшей мебели амурский покупатель заказывает диваны и «стенки» в Москве. Иногда обещанного ждут целый год. Согласно нововведениям, договор на передачу товара составляется в письменном виде. Обязательно указывается срок доставки потребителю. За каждый «лишний» день платится неустойка в размере 0,5% от стоимости предварительной оплаты покупки. Однако сумма «штрафа» не должна быть больше первоначальной цены. Это существенные изменения, и они направлены на укрепление прав потребителя. Также теперь должны быть исключены «сюрпризы» при оформлении кредита. Сумма, которую в конечном итоге придется возвращать банку, теперь должна быть четко прописана в договоре, как и график ее погашения. На что жалуемся? За одиннадцать месяцев текущего года в отдел по защите прав потребителей Благовещенска обратились 2688 граждан, что гораздо больше, чем за аналогичный период прошлого года. Больше всего обращений (30%) от социально незащищенных слоев населения: студентов, пенсионеров, инвалидов, домохозяек, безработных. Специалисты городского отдела по защите прав потребителей (ОЗПП) говорят, что это связано с ухудшением качества товара и растущей грамотностью потребителя. Как показывает опыт, до суда доходит каждая десятая жалоба. 95 процентов решений судьи выносят в пользу покупателей. Подавляющее количество обращений (72%) - предметы торговли. Причем лидеры этой категории - сотовые телефоны и обувь. За ними идут бытовые, строительные, медицинские услуги, установление евроокон и изготовление мебели. За товар и услуги ненадлежащего качества благовещенцам возвращено 35 миллионов рублей. Покупатель, ты не прав! Однако закон, защищающий одних, бьет по интересам и карману других. После его вступления в силу страдает звено, которое связывает покупателя с производителем - продавцы. - Это драконовские поправки, из-за которых мы потерпим убытки, - заявил «АП» по телефону директор одного из крупных магазинов бытовой техники. - И нас они, естественно, не радуют. Раньше проведение экспертизы давало поломке объективную оценку, и мы шли на это. Теперь из-за укороченных сроков нам это делать невыгодно - мы только понесем потери из-за того, что должны дать взамен аналогичный товар, да еще и заплатить неустойку, если процедура затянется. А где гарантии, что покупатель из-за неосторожного обращения не нанесет вред выданным «на время» бытовым приборам? Опасаются продавцы и потребителей, которые будут спекулировать на законе - купив, например, стиральную машину, через несколько дней захотят модель новее и дешевле. Кстати, в Благовещенске уже объявились те, кто попытался воспользоваться поправками, защищающими права. 8 декабря один грамотный потребитель купил в супермаркете электрочайник, а 11 декабря пришел его сдавать, требуя деньги взамен. В документе поставил дату 13 декабря - чтобы на него распространялись уже новые правила. - Человек соглашается на ремонт и взамен требует другой прибор. Нам что, держать дополнительные помещения для дублирующей продукции? - возмущаются менеджеры компаний. Впрочем, как говорят продавцы, нововведения не приведут к подорожанию товаров народного потребления.

Возрастная категория материалов: 18+