Сами муниципалы признают, что некоторые маленькие школы действительно закрывать надо, но тут же возникают такие проблемы, как отсутствие нормальных дорог между населенными пунктами, школьных автобусов, чтобы возить детей в другую школу, ведь в некоторых случаях в походе за знаниями придется преодолевать не один десяток километров. В октябре этого года в столице прошло заседание Общероссийского конгресса муниципальных образований, на котором также обсуждалась проблема ликвидации малокомплектных школ. В составе амурской делегации была председатель Константиновского районного совета народных депутатов Нина Тарасенко. Она рассказала, что в заседании конгресса принял участие и президент Владимир Путин. Он прокомментировал жалобы, которые поступили от регионов, что в некоторых селах и деревнях закрываются школы. Президент подчеркнул, что «нельзя всех причесывать под одну гребенку, дети должны получать качественное образование». В маленьких школах трудно обеспечить качественную подготовку школьников, а в крупных образовательных центрах у них больше возможности получить хорошее образование. Кроме того, по его мнению, вопрос о закрытии малокомплектных школ должны решать муниципалитеты, так как на муниципальном уровне лучше чувствуют, где нужно оставить школу, а где лучше организовать доставку детей в другую. Областные власти также разделяют эту точку зрения, уверяя, что повсеместной ликвидации сельских школ не будет. Школы останутся там, где это действительно необходимо, в том числе и малокомплектные, но подход будет строго принципиальным. Однако без реструктуризации школ все же не обойтись, подчеркнул Алексей Помалейко, потому что это реальная экономия бюджетных средств. Например, в этом году в сфере образования неэффективные расходы составили порядка 1,4 миллиарда рублей. Это неудивительно, если приходится содержать школы, в которых учится всего 30 - 40 человек, но есть директор, 2 - 3 завуча, заместитель по хозяйственной части, психолог. Содержание этого административного и технического аппарата вытягивает из областной казны большие деньги. Как оказалось, самый дорогой школьник в Приамурье учится в Завитинском районе. В школе одного из населенных пунктов в классе уже 4 года учится только один ребенок, на обучение которого уходит 52 тысячи рублей в год. В областном центре ученики значительно дешевле - каждый из них обходится в 12 тысяч. А в среднем по стране на образование одного ребенка государство тратит 13 тысяч рублей в год. В скором времени у нас будет разработан комплексный проект модернизации сферы образования, а при губернаторе создадут специальный координационный совет, который будет курировать его реализацию. Кстати, в этом году 48 школ Приамурья перешли на систему подушевого финансирования, когда зарплата учителей напрямую зависит от количества учеников. Сегодня средняя зарплата амурских учителей составляет чуть более 7 тысяч рублей. Складывается она в основном из количества проведенных уроков, поэтому педагоги вынуждены гнаться за часами, чтобы не потерять в деньгах. Подушевое финансирование, которое в этом году действует в семи «пилотных» территориях области, позволило повысить учительскую зарплату почти на 20 процентов. Но, как показала практика, такой принцип становится стимулом в основном для городских школ, так как финансирование по количеству учеников способствует заинтересованности учителей, чтобы именно в их школу шли дети. А в селе с одной школой и одним десятком учеников педагог может отдавать все свои силы и получать всего-ничего. В областном министерстве образования и науки считают, что если учителю не будут платить зарплату в полном объеме, то это станет еще одной причиной для закрытия малокомплектных школ, а их бывшие ученики будут ездить в более крупные школы, которые будут получать большее финансирование. Более 70 процентов амурских школ - сельские, и к ним нужен особый подход. Для каждой из них будет проведен детальный финансово-экономический анализ, который и определит ее дальнейшую судьбу.

Возрастная категория материалов: 18+