Приехавшие в неизведанный край предки белогорцев селились по берегам рек Зеи и Томи, стараясь найти место с хорошим лесом, широкими полями, красивым берегом реки. Обосновавшись, новоселы давали названия новым местам не случайно. Старообрядцы почитали святых В 1682 году правая рука амурского первопроходца Василия Пояркова - Игнатий Милованов получил задание от атамана зайти с десятком казаков в левый приток Зеи и разузнать, какие там земли и кто там проживает. Казаки Милованова, зайдя на дощанике в неизвестный им пока приток Зеи, встретили недалеко от устья местных жителей - манегров: охотников, рыбаков и... хлебопашцев. Свою реку, на берегах которой жили, они называли Тома, что означало в переводе на русский язык: «река, которая берет свое начало в болотах и течет в низких берегах». Манегры пахали и сеяли ячмень, просо, пшеницу. Но главными занятиями у них были охота и рыбалка. Вернувшись вслед за Поярковым в Якутск, Милованов написал отписку воеводе о том, что он видел: «За лугами по Томе-реке пашни добрые есть, хлеборобные, здесь можно завести большие села, населить тысячу пашенных крестьян и более, для мельничного строения речки добрые есть...» Почти через два века в этих местах вновь появились русские. Первыми пришли на берега Томы-реки староверы с Урала и из Сибири, которые с уважением относились к природе, берегли ее. Реку с необычным названием Тома они сразу же назвали посвоему - Томь, тем более что в Сибири встречались с рекой Томью. Старообрядцы называли новые места не по именам соратников, а в честь христианских святых или в память тех сел, откуда они родом. Так на карте нашего района появились названия деревень: Никольское в честь Николы Летнего, Вознесеновка в честь Вознесения Господнего, Успеновка в честь Успенья Богородицы, Светиловка - деревня в чисто березовом лесу, то есть в светлом... А Белоцерковка названа переселенцами из Киевской губернии по имени тамошней Белой Церкви, Кустанаевка - приехавшими из Кустанаевской губернии. Название Лохвицы перенесено новоселами из Лохвицкой волости Полтавской губернии. Наша Новоандреевка - это бывшее село староверов из Забайкалья, Чернетчено произошло от названия села в Полтавской губернии... Староверы-некрасовцы, пришедшие в наш район в 1910 году из Румынии, назвали свое поселение в честь своего первого атамана Игната Некрасова, участвовавшего в восстании Кондрата Булавина на Дону в 1708 году против власти Петра I. Назаровку и Захарьевку наименовали в честь своих бывших сел в провинции Румынии - Добрудже. Тарбогадай связан с сусликами При заселении нашего района возникали и конкретно-описательные топонимы, показывающие особенности местности. О чем, например, говорит название села Тарбогадай? Место, где много сусликов. А Березняки, Дубровка, Заливное, Заречное, Озеряне, Камышовка, Ключи, Круглое, Лозовое, Луговое, Мостовое, Низинное и другие? В этих названиях - характерные особенности местностей, где селились переселенцы. И только в конце XIX - начале XX века некоторые села начали называться по именам их основателей. Паруновку основали Паруновы, Возжаевку назвали в честь мастера строительного участка железной дороги Возжаева, Киселеозерку - по имени первопоселенца Киселева, который перебрался на берег озера из Святиловки, Лукьяновку - в честь первопоселенца Лукьянова или Лукьяна, Свиридовку - по имени старосты Свирида. Легенда Великокнязевки Особо в этом ряду топонимов выделяются названия сел Великокнязевка, Комиссаровка, Савельевка, Междугранка. Существует целая легенда о том, как переселенцы с Украины пытались поселиться в заповедном лесу недалеко от деревни Новоандреевки. Староверы, почитавшие этот лес, не давали им рубить и корчевать его. Дошло даже до кровавых схваток и убийства. Наконец, рассказывается в этой легенде, переселенцы решили послать в Санкт-Петербург бывшего солдата-гвардейца Назаренко, который служил при императорском дворце денщиком и нянькой при брате Николая Второго - великом князе Михаиле Александровиче, с просьбой о разрешении поселиться в этом заповедном лесу. Собрали всем обществом деньги на дорогу и отправили Назаренко в столицу. В легенде, правда, говорится о том, что Назаренко был послан к великому князю Константину Николаевичу. Но дело это происходило в 1910 году, а Константина Николаевича уже не было в живых: скончался он в 1892 году. К кому же мог тогда поехать Назаренко? Вероятнее всего, к великому князю Михаилу Александровичу, которого он нянчил и опекал в период своей службы в гвардейском полку. Когда он вернулся к своим товарищам с разрешением на строительство деревни, то односельчане на радостях назвали село Велико-князевка. Комиссаров, спасший царя Интересно происхождение топонима Комиссаровка. В 1863 году на берег безымянной речушки пришли переселенцы из Забайкальской области Колягин с сыновьями Иваном и Константином, Вшивков Филипп Пудович, Шаповалов Даниил, братья Ключевы. Свое поселение они назвали деревней Колягинской. Через несколько лет в деревне поселилось еще несколько семей новоселов, прибывших с Украины. Когда число переселенцев достигло 15 семейств, встал вопрос о создании сельского общества и нарезании земельного надела. На первом общем сельском сходе весной 1886 года было решено назвать свою деревню Комиссаровкой в честь крестьянина Комиссарова, который работал в Санкт-Петербурге дворником и неожиданно для себя стал дворянином и героем России. 4 апреля 1866 года он смотрел на проезжавший по улице царский экипаж в сопровождении целой кавалькады всадников. Вдоль улицы собралась толпа зевак. Александр II приказал остановиться, вышел из экипажа и заговорил с народом. В этот момент Комиссаров увидел, что стоявший слева от него человек вытащил револьвер и стал целиться в царя. Комиссаров, обомлев, ударил его снизу по руке. Прогремел выстрел, но пуля ушла в небо. Тут же Комиссаров навалился на него и повалил на землю. Подоспела охрана царя. Дмитрий Каракозов, народоволец, был арестован и приговорен к смертной казни. Александр не забыл о своем спасителе. Комиссарову и его жене было дано дворянское звание и выдана денежная премия в 5000 рублей. Вскоре Комиссарова, как героя, стали приглашать во многие богатые семьи Петербурга и потчевать выпивкой. Через два года Комиссаров спился и кончил жизнь на грязном полу кабака. Несмотря на это, крестьяне деревни Колягинской решили назвать свое поселение деревней Комиссаровкой в честь «героя» России. Окончание следует. * * * О чем писали амурские газеты век назад Воскресные чтения и пустующий кабак «Сегодня 6 декабря у нас в школе первое открытое воскресное чтение, иллюстрированное при помощи волшебного фонаря, одолженного нам инспектором народных училищ. К 4 часам вечера собралось довольно порядочно слушателей, а в 6 часов был отслужен молебен священником Всеволодом с произнесением им же краткой речи о цели открытия чтений и их пользе. Затем учительница школы Пропащих прочитала с выражением рассказы «Страшная ночь», «Громовая стрела» и басни Крылова «Стрекоза и муравей», «Лисица и ворона», затем учениками были попеты стихи духовного содержания. Чтение прошло довольно оживленно. Несмотря на то, что на первый раз подбор чтения (и особенно пения) был не так удачен, в школе прямо-таки была давка от тесноты. Посетителей было более 200 человек. Были слушатели даже из других селений, и все остались довольны. Слушатели говорили, что в кабаке в это время было пусто». «Амурский край» от 27 декабря 1917 г.

Возрастная категория материалов: 18+