От Амурской области в нем приняли участие губернатор Николай Колесов и мэр Благовещенска Александр Мигуля. В регионе накопилось немало серьезных проблем, признал возможный будущий Президент РФ. Часть их десять лет назад были неподъемными. Положение казалось драматическим и даже критическим. Но оно меняется усилиями всех уровней власти.

Дмитрий Медведев предложил для позитивных перемен определиться с государственной поддержкой. Снизить билеты на авиаперевозки на 30 процентов, дать старт беспрецедентному проекту продажи электроэнергии в Китай, строить на нашей территории целлюлозно-бумажные комбинаты, преодолев волокиту, за которую Медведев жестко покритиковал чиновников, завершить ключевые для Дальнего Востока проекты нефте- и газопроводов. Во время совещания было сделано несколько важных заявлений. Но главное, подчеркнул первый вице-премьер, чтобы решения, которые принимаются, отражались на качестве жизни дальневосточников.

Дальневосточный коэффициент Дмитрий Медведев признал: до сих пор внимания Дальнему Востоку в государственной политике уделялось мало. Не случайно хабаровский губернатор Виктор Ишаев предложил те сложности, которые переживает Россия, помножить на дальневосточный коэффициент — в самом отдаленном от федерального центра округе жизнь течет иначе. В результате по производству валового регионального продукта ДФО среди федеральных округов на последнем месте. Это при том, что Дальний Восток занимает 40 процентов российской территории, богатейшей природными ресурсами, отметил глава Минрегионразвития РФ Дмитрий Козак.

Особую тревогу Дмитрия Козака вызывает сырьевая ориентация региона, в частности рост сырьевого импорта, а также разрыв между уровнем экономического развития Дальнего Востока и центральных регионов России. Глава Минэкономразвития посетовал и на то, что экономически активное население покидает Дальний Восток. При том, что на российском рубеже проживает 8, 7 млн человек, а в пограничных провинциях КНР — 107,3 млн. Качество жизни дальневосточников пока оставляет желать лучшего — доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составляет 21,1%, тогда как по России — 17%.

Сдерживающим фактором Козак назвал инфраструктурные ограничения. Плотность железных дорог у нас в 6 раз ниже, чем по России, а транспортный тариф в 2,5 раза выше. Высокие тарифы на электрическую и тепловую энергию влияют на стоимость производимой продукции и в целом повышают стоимость жизни. Говоря о перспективах, он отметил в качестве приоритетов развитие транспортного комплекса и энергетики.

Первым делом — самолеты

Одна из причин минусовой миграции населения — высокие цены на авиабилеты. Люди способны купить билет лишь в один конец. На это пожаловались Дмитрию Медведеву хабаровский и приморский губернаторы. «Билет Хабаровск — Москва в оба конца бизнес-классом стоит 91 тысячу, 47 тысяч экономклассом. Но мы не только в Москву летаем. На Камчатку слетать не дешевле, чем в столицу», —  заявил Виктор Ишаев. А Сергей Дарькин отметил: на то, чтобы добраться от Владивостока до Нью-Йорка, денег нужно меньше, чем до Москвы.

Глава Минтранса РФ Игорь Левитин пояснил: причина высоких авиатарифов на Дальнем Востоке в том, что не разделен аэропортовый и авиационный бизнес. Его разделение приведет к снижению цен.

— 40 процентов цены билета — стоимость горючего, — сказал Левитин, отвечая на конкретный вопрос первого вице-премьера о снижении тарифа. — Основная субсидия из федерального бюджета должна быть по горючему. На 10–15 процентов можно снизить стоимость за счет закупок топлива в альтернативных топливных компаниях. Плюс дотация из федерального бюджета на аэропортовую деятельность на Дальнем Востоке. Стоимость билета может снизиться на 30 процентов, это будет 10–15 тысяч рублей.

Комментируя журналистам итоги совещания и говоря об авиаперевозках, Дмитрий Медведев отметил:

— Какие решения здесь необходимы? Ровно те, о которых сегодня был разговор. Это должны быть прежде всего меры по развитию конкуренции, потому что только она способна решить для авиакомпаний задачу, связанную со стоимостью билета, со стоимостью перевозки. Мы, конечно, можем их заклинать возить людей почти бесплатно. Но они этого делать не будут. А мы должны создать такие же условия, как, например, были созданы в Калининграде. Ведь Калининград — это тоже удаленный регион. Более того, это эксклав, то есть территория, обособленная от основной части страны. Еще два года назад стоимость билета была абсолютно неподъемной. Сейчас там есть ряд перевозчиков, которые возят людей по ценам более низким, чем на поезде. Почему? Потому что перевозчиков стало много, и они предлагают разные виды билетов, разные виды тарифов, разные виды услуг. Мы тоже в этом нуждаемся. Тот, кто хочет лететь бизнес-классом или первым классом, он деньги найдет. Речь идет о том, чтобы могли полететь значительно более широкие категории наших людей. Это первое направление.

Не стал отвергать Дмитрий Анатольевич и предложения приморского губернатора о персональных дотациях авиапассажирам, которое поставило в тупик главу Минтранса.

— Нужно посмотреть, как этот механизм может работать, — предложил Дмитрий Медведев. — Но эти дотации, конечно, должны носить абсолютно адресный характер и быть связаны с необходимостью —  поездкой, допустим, до места учебы. Здесь можно посмотреть, во всяком случае, такое поручение по итогам совещания я дал. Это второе направление. То есть развитие конкуренции — первое, адресные дотации к стоимости билета — это второе.

Третьим направлением Медведев назвал развитие всей аэропортовой сети. Отвечая на вопрос о сроках снижения цен на билеты, Дмитрий Анатольевич осторожно заметил, что он не волшебник, но за год-полтора, по его мнению, решить эту задачу реально.

Энергию — в Китай

Транспортная инфраструктура и энергетика — вот два кита, на которых опирается развитие региона. Энерготариф при этом остается очень острым вопросом. Глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс признал, что в этом плане отрыв Дальнего Востока от страны значимый. Если в среднем по России кВт-ч стоит 1,45 рубля, то по Дальнему Востоку — 2,15, почти на 50 процентов выше.

— В прошлом году впервые удалось добиться снижения роста тарифа — он впервые по Дальнему Востоку рос не быстрее, чем в России,  — продолжил Чубайс. — Теперь наша задача — добиться выравнивания тарифа на Дальнем Востоке и в России.

Способов ее достижения Анатолий Чубайс видит несколько. Во-первых, развитие сетевого хозяйства и сетевое строительство. Во-вторых, развитие топливной базы, сокращение привозных углей за счет разработки местных месторождений. И в-третьих, это решение вопроса по газификации. По его мнению, газификация региона позволит совершенно иначе решать проблему теплоснабжения. Глава РАО ЕЭС заявил о колоссальном, абсолютно прорывном проекте, который изменит облик не только энергетики, но и экономики Дальнего Востока. И попросил поддержки правительства.

— Китайский сосед — это колоссальный спрос не только на сырье, но и на энергию, — заявил Анатолий Борисович. — Есть проект развития дальневосточной энергетики, ориентированной на китайский спрос. По новым мощностям строительства — это порядка 10 миллионов киловатт. По объему годовой выработки  — 60 миллиардов кВт-ч. Для простоты — это еще две энергетики Дальнего Востока плюс к существующей. Это инвестиции в объеме 18 млрд долларов, десятки тысяч рабочих мест, отчисления в местные бюджеты — десятки миллионов рублей, это инфраструктура, социальная сфера, заказы в местную промышленность. Это абсолютно прорывная вещь.

Анатолий Чубайс также заявил, что РАО ЕЭС уже подписан соответствующий контракт с отсрочкой до решения правительства и, пользуясь случаем, попросил поддержки.

—  Мы готовы стартовать проект уже в нынешнем году, — добавил он. Чубайс заметил, что осталось проработать вопросы по этому направлению с Министерством промышленности и энергетики РФ.

Несмотря на робкие протесты замглавы Минпромэнерго Анатолия Яновского, что есть проблема в тарифе, по которому китайцы готовы покупать нашу энергию (он не должен быть ниже внутрироссийского), Дмитрий Медведев поручил представителям этого министерства все же проанализировать предложенный проект. Деньги есть.

Нужна воля

Более 30 процентов запасов российского леса сосредоточено на Дальнем Востоке и в Забайкалье. Ежегодно заготавливается 22–23 миллиона кубометров древесины, и только 14 процентов перерабатывается на месте. По словам главы Минприроды Юрия Трутнева, за последние 10 лет на Дальнем Востоке не было построено ни одного крупного предприятия по глубокой переработке древесины.

Глава Минприроды не стал скрывать, что продолжается вывоз круглого леса в КНР, в том числе и ворованного. По его словам, сеть криминального бизнеса в приграничье разрастается, в 2007 году было вывезено нелегально в Китай 7 млн. кубометров древесины. Юрий Трутнев заметил, что есть план борьбы с нелегальной заготовкой и оборотом древесины, но для его реализации нужны соответствующие поправки в Уголовный и Административный кодексы. Более тысячи перерабатывающих предприятий в китайском приграничье работают только на нашем лесе, отметил Юрий Трутнев. Поэтому справиться с постоянными вывозами нелегальных объемов леса можно лишь путем создания предприятий по глубокой переработке древесины на нашей территории. Необходимо строительство новых перерабатывающих мощностей.

Дмитрий Медведев согласился с этим выводом.

—  По вопросу о глубокой переработке древесины в России должна была быть подготовлена федеральная целевая программа. Готовится она долго, и это плохо, — добавил Медведев.

Первый вице-премьер поинтересовался у губернатора Хабаровского края Виктора Ишаева, сколько за последнее время было построено целлюлозно-бумажных комбинатов на приграничной китайской территории.

—  Семь ЦБК на 2,2 миллиона рабочих мест, —  ответил Ишаев.

— А мы не построили ни одного, — подчеркнул первый вице-премьер,— при том, что деньги на строительство ЦБК у нас есть. Деньги вообще сейчас не проблема: щелк — и пожалуйста, два миллиарда, три. Но нужна еще воля для принятия соответствующих решений.

Министры посмотрели друг другу в глаза

К вопросу о воле в ходе совещания Дмитрий Медведев возвращался неоднократно. По мнению журналистов кремлевского пула, постоянно освещающих поездки первого вице-премьера, потенциального президента редко можно видеть настолько жестким. Медведев неоднократно заявлял, что если нужно кому-то из министров «придать ускорение», то он это сделает. В частности, когда зашла речь о строительстве нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан, из сообщения главы «Транснефти» Николая Токарева выяснилось, что строительство идет с отставанием от сетевого графика. И далее президент «Транснефти» и представитель Минпромэнерго долго спорили, на каком этапе забуксовала экспертиза проекта, начавшаяся после того, как Владимир Путин изменил месторасположение магистрали ради спасения озера Байкал. Медведеву пришлось прервать это выяснение отношений довольно жестко — он попросил в трехдневный срок все выяснить и положить ему на стол объяснительную записку, по чьей вине длится эта волокита.

Комментируя журналистам состоявшийся разговор, Дмитрий Анатольевич сказал:  

— Долго все согласовывается, посмотрите, годами все это продолжается. Туда-сюда бумажки какие-то перекладываются, при этом решение президент принял исходя из соображений сохранения нашей природы, и можно было гораздо быстрее провести все необходимые согласования и выдать все акты экспертизы и уже приступить к стройкам. Но это только часть задач, часть проблем, просто это иллюстрация того, что работаем медленно, но работаем лучше, чем, допустим, 3 — 4 года назад.

Подводя итог разговора, Медведев отметил, что он носил исключительно полезный характер — министры могли посмотреть друг другу в глаза и выяснить то, до чего руки не доходят в Москве. «У меня возникло ощущение, что многие коллеги общаются только здесь, когда собирается большое количество начальников и разговор идет на повышенных тонах. А все остальное превращается в тонны переписки», — заметил Дмитрий Медведев.

Он призвал присутствующих «работать быстрее», заметил, что существующая система управления не идеальна, она требует постоянной координации. И при этом нельзя забывать о главном: решения, которые принимаются, должны отражаться на качестве жизни людей. Небоскребы на том берегу Амура Дмитрий Медведев, отвечая на вопрос журналистки амурской телекомпании «Губерния» Инессы Мариковской, касающийся демографической политики, признался, что первый раз попал в Амурскую область в 2000 году. Те небоскребы, которые стоят на другой стороне Амура, в соседнем Хэйхэ, произвели на него довольно сложное впечатление. Потому что совершенно очевидно, что людской потенциал и в Амурской области, и на Дальнем Востоке в целом, и в стране в целом недостаточный.

— И эта проблема не ограничена, допустим, границами Амурской области или Хабаровского края, просто здесь она, может быть, проявляется в наиболее рельефном виде: с другой стороны расположено государство, имеющее самое высокое население на земле, — считает Дмитрий Анатольевич. — О чем это говорит? О том, что мы этим обязаны заниматься. Так вот, с 2000 года ситуация у нас действительно развивалась не самым благополучным путем. И, к сожалению, происходит абсолютное уменьшение численности населения в стране, не только в Амурской области  — по стране в целом. Что необходимо сделать и что уже удалось? Принята концепция демографического развития на период до 2025 года — впервые за всю историю России как государства. Прежде вопрос так не ставился. «Мы все-таки принимали какие-то точечные решения типа введения государственного налога на холостяков, малосемейных и одиноких граждан, для того чтобы простимулировать мужчин создавать семьи и не отказываться от детей, — пояснил возможный Президент России. — Не очень эффективные меры оказались».

В прошлом году по итогам переписи, которую ведет Росстат, в стране был зарегистрирован самый высокий за последние 25 лет рост населения. «Это не может не радовать, но ситуация очень фрагментарная. Если, например, в центральной части России, на Юге наблюдается приток населения, самое главное — новые рождения происходят гораздо чаще, то на Дальнем Востоке, к сожалению, наблюдается абсолютный отток», — признает Медведев.

В этой связи Дмитрий Медведев считает важным в рамках той демографической программы, которая есть, подготовить отдельные, региональные программы, направленные на стимулирование дополнительных рождений на Дальнем Востоке и на приток других граждан, желающих жить на дальневосточной земле. «Причем, на мой взгляд, это нужно делать даже не в масштабах Дальнего Востока в целом (это можно сделать, конечно, так сказать, в обобщенном виде), но желательно делать это в региональном разрезе, потому что в каждом регионе, и в Амурской области, своя специфика, свои рабочие места, свои трудности, — считает первый вице-премьер. — Это должны быть отдельные региональные программы. Поэтому я надеюсь, что руководство Амурской области такую программу создаст. Обязанность федеральной власти — постараться дополнить ее деньгами и организационными ресурсами». Хабаровск.

Возрастная категория материалов: 18+