* * *

Владелец недостроенного участка железной дороги Улак — Эльга и Эльгинского месторождения угля — крупнейшая в мире угледобывающая и металлургическая компания «Мечел». 5 октября 2007 года на аукционе «Мечел» предложил максимальную цену за пакет акций «Эльга-уголь» и имущество ОАО «Российские железные дороги» — около 60 миллиардов рублей. Владимир Полин, генеральный директор управляющей компании «Мечел»:

— Строительство железнодорожного пути от станции Улак в Зейском районе Амурской области до месторождения для нас сейчас является первостепенной задачей. Это довольно сложный и дорогой проект. Сегодня его стоимость оценивается в 900 миллионов долларов. Но тут надо иметь в виду очень важный эффект, который получит «Мечел» от его реализации. Данный регион очень богат ресурсами, и, кроме угля, здесь есть еще масса других полезных ископаемых. Мы будем строить в этом регионе собственную и единственную железную дорогу в район месторождения. Чтобы полностью сохранить за собой собственность, мы не планируем привлекать партнеров. Теоретически лицензии на другие возможные эльгинские месторождения будут открыты для приобретения всем участникам рынка.

* * *

Угледобывающий холдинг «Якутуголь» (входит в группу компаний «Мечел») будет задействован при разработке Эльгинского месторождения коксующихся углей. Годовая добыча по проекту — 30 миллионов тонн. Покупатели: металлургические комбинаты России, производственные корпорации Японии, Южной Кореи, Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Игорь Хафизов, генеральный директор компании «Якутуголь»:

— Масштабы работ колоссальные. В ближайшее время здесь произойдет разворот целого «войска». На объекте появятся от пяти до восьми тысяч рабочих, более 200 экскаваторов, 300 бульдозеров и тысячи самосвалов. Новые производственные задачи коренным образом изменяют требования к инфраструктуре. В частности, тепловозы, предусмотренные первоначальным проектом, будут не в состоянии перевезти весь объем угля по технологической железной дороге. Это потребовало новых технических решений по переводу железной дороги до Эльгинского месторождения на электрическую тягу. Она даст возможность не только увеличить грузоподъемность локомотивов и оборачиваемость составов, но и снизить затраты на перевозку угля. Это позволит соблюдать экологические требования к производству. Также новый проект предусматривает сокращение числа мостов и тоннелей на ветке Улак — Эльга.

* * *

По Амурской области пройдет примерно 90 километров железнодорожной линии Улак — Эльга. Весь добытый уголь будет полностью перевозиться по территории Приамурья. Для этого задействуют Тындинское отделение Дальневосточной железной дороги. Николай Колесов, губернатор Амурской области:

— Строительство железной дороги станет хорошим стимулом для развития экономики Приамурья. Амурской области это прежде всего даст от 5 до 12 тысяч рабочих мест. Подрядные организации, задействованные на строительстве железной дороги, будут отчислять налоги в районный и областной бюджеты.

* * *

Столица БАМа — Тында. Здесь расположен железнодорожный узел, сосредоточены самые крупные на Дальнем Востоке строительные компании: «БАМстроймеханизация», «Тындатрансстрой», «Мостострой-10». В 2001 году Тында была административным центром строительства железной дороги Улак — Эльга, в городе размещались офисы всех подрядных организаций Балтийской строительной компании «Восток» (БСК «Восток» являлась генеральным подрядчиком МПС по сооружению подъездных путей к Эльгинскому месторождению угля). Виктор Зубоваткин, мэр города Тынды:

— Мы с радостью узнали о том, что продолжится строительство подъездных путей до Эльги. Тында в данном случае станет перевалочным центром строителей, которые приедут со всех регионов России. Это даст мощный импульс развитию экономики города. Наглядный пример: в 2001 году, когда началось сооружение дороги, в Тынде стало больше детских колясок, оживилась торговля, бюджет города был с профицитом. Строители подарили нашей северной столице красивейший собор Святой Троицы. Надеемся, что сейчас будет то же самое. Придут строители, будут дополнительные налоговые поступления, город начнет стремительно развиваться.

* * *

Зейский район — эпицентр строительства новой железной дороги. Разъезд Улак, недалеко от поселка Горный, стал отправной точкой грандиозного проекта. Виталий Ратников, глава администрации поселка Горный Зейского района:

— Наш поселок, как и шесть лет назад, должен стать перевалочной базой строителей, так как мы находимся в непосредственной близости от разъезда Улак — стартовой точки железной дороги на Эльгу. Сегодня для нас самое главное — это задействовать местное население, потому что у нас высокий уровень безработицы. Также мы рассчитываем на поддержку в открытии второй группы поселкового детского сада, в оказании помощи школе. У меня уже состоялся ряд встреч с представителями строительных компаний. Нам обещали всяческое содействие в решении социальных вопросов. На территории поселка будут размещены производственные базы, общежития, конторы строителей. Откроются новые магазины, возобновят работу закрытые кафе, начнут регулярно летать самолеты... По нашим расчетам, это даст солидную прибавку как районному, так и местному бюджетам.

* * *

Компания «Трансстрой» — крупнейший в России холдинг, специализирующийся на возведении объектов транспортной инфраструктуры. Специалисты «Трансстроя» сооружали Байкало-Амурскую магистраль. 19 февраля 2008 года между «Мечелом» и «Трансстроем» был подписан контракт на строительство железной дороги Улак — Эльга. Александр Дудников, директор Якутского филиала ЗАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой»:

— Перед нами поставлены чрезвычайно сжатые сроки, которые можно выполнить, только применяя новые технологические решения и организационные мероприятия. А опыт здесь у нас богатейший. Первоочередная задача — подготовить притрассовую автодорогу и достроить 60 километров верхнего строения пути, уложенные в 2001 году. Планируются, что уже в третьем квартале 2008 года все эти объекты будут сданы в эксплуатацию. Дальше нам предстоит уложить почти 260 километров рельсошпальной решетки, построить десятки мостов через горные реки, преодолеть Становой хребет. Несмотря на столь сложные задачи, в сентябре 2010 года со станции Эльга должен уйти первый состав с углем.

ОТ РЕДАКЦИИ: В печатном варианте АП представлен фоторепортаж с места строительства объекта.