Единственный подъездной путь от федеральной дороги «Амур» к Благовещенску построен в 1981 году. Последнее обследование сооружения проводили в 1987-м. Мост ни разу капитально не ремонтировали, более двадцати лет ему «достается» лишь ямочный ремонт. Давно стало очевидным, что этих работ недостаточно — каждый день грузовой поток через переход растет. Сейчас транспортной артерии приходится выдерживать нагрузку, в 3-4 раза превышающую норму: в прошлом году в сутки по мосту двигались до 13 тысяч автомобилей. Результат налицо — частично разрушены опоры и основание дорожного полотна, асфальтобетонного покрытия. Мост опасен не только для участников дорожного движения, но и для водного транспорта — он не имеет подмостовых габаритов.

— Высокая интенсивность транспортного потока негативно сказывается на безопасности дорожного движения на этом участке. В 2007 году на автомобильном мосту произошло 130 ДТП, — говорит начальник городского управления ЖКХ Эдуард Грачев.

Ежегодно на содержание моста городской бюджет тратит два миллиона рублей. Однако для того чтобы проводить капремонт и надлежащее содержание важного стратегического объекта, необходимо гораздо больше средств. В городском бюджете таких денег нет. Решение проблемы власти видят в передаче перехода через Зею из муниципальной собственности в государственную. Однако для того чтобы отдать мост в «руки» федерации, необходимо провести экспертизу, в том числе и водолазное обследование подводной части перехода. На это понадобится как минимум три миллиона рублей. Причем требуемые работы могут провести только специалисты научно-технического центра города Томска. Однако даже после экспертизы нет гарантии, что мост включат в перечень дорог федерального значения. Не исключено, что по результатам проверки сооружение признают аварийным, и его придется закрыть. Тогда переправляться с одного берега Зеи на другой амурчанам придется с помощью баржи, считают чиновники. Поэтому как можно быстрее необходимо начинать проектные работы по возведению второго мостового пути в областной центр. Напомним, этот проект вошел в федеральную программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 2007 — 2013 годы».

— Для возведения такого масштабного сооружения уже сейчас необходимо создавать дирекцию по строительству моста. Наше министерство уже ведет консультации с проектными институтами, с потенциальными подрядчиками, — говорит первый заместитель министра транспорта области Александр Науменко. По федеральной программе на возведение второго моста в районе улицы Октябрьской и 13 километров подъездной дороги предусмотрено 8 миллиардов рублей, семь из них — федеральные, по полмиллиарда должны вложить городской и областной бюджеты. В 2009 году планируется начать проектные работы. Однако процесс решено ускорить — возможно, разработка начнется уже в ближайшее время. Ревизию действующего моста планируют провести зимой, чтобы автомобили могли переправляться с одного берега Зеи на другой по ледовой дороге.